Как и обещали в предыдущих статьях, мы рассказываем, как использовать книги в качестве психологического тренажера. Сегодня почитаем между строк повесть А. Свирского «Рыжик». Эта замечательная книга, помимо увлекательного сюжета, содержит множество примеров так называемых когнитивных искажений, о которых современный ребенок должен узнать как можно раньше.
Когнитивные искажения – это систематические, то есть повторяющиеся ошибки мышления, присущие всем людям без исключения. Человек допускает их, когда принимает решения, когда делает умозаключения или выносит суждения. Этой проблемой занимается когнитивистика – научное направление на стыке теории познания, психологии, лингвистики, теории коммуникаций и искусственного интеллекта. Вы можете «погуглить» и ознакомиться с этим явлением поближе, поговорить об этом с детьми.
Видов когнитивных искажений очень много. Если обобщить, то они делятся на четыре большие группы:
1) искажения, вызванные переизбытком информации;
2) искажения, вызванные недостатком информации;
3) искажения, вызванные поспешной субъективной реакцией;
4) искажения, вызванные предвзятыми воспоминаниями.
Вот пример. Вы купили автомобиль «БМВ». У вас возникает впечатление, что это чрезвычайно популярная марка, потому что вы повсюду замечаете упоминания именно о ней. Но на самом деле вы сами бессознательно выхватываете из потока именно эту информацию.
Зачастую профессиональные маркетологи, политики, юристы, рекламщики и, конечно, мошенники манипулируют когнитивными искажениями, используют их как оружие против масс. В условиях современной агрессивной информационной среды нужно уметь их находить и отсекать, потому что вредные иллюзии и заблуждения слишком дорого стоят человеку.
На материале повести А. Свирского «Рыжик» мы выбрали всего шесть наиболее важных и распространенных систематических ошибок мышления. Для тех, кто не читал книгу, – краткая аннотация.
«Рыжик» – популярная детская повесть начала ХХ века о сироте, который уходит от своих приемных родителей бродить по свету. В странствиях он сталкивается с бродягами из низов общества – профессиональными нищими, воришками, погорельцами, циркачами и так далее. Главная мысль книги в том, что человеку для счастья обязательно нужно трудиться, иначе жизнь становится пустой и бессмысленной.
Эффект фокусировки
Главный герой Санька – парень обаятельный, любопытный и очень подвижный. Его обожают деревенские дети, называя своим предводителем, а взрослые терпеть не могут, потому что он «бегает как олень и хитер как лиса», потому что ни одно происшествие и скандал в деревне без него не обходятся. Саньке часто достается от приемного отца, а приемная мать всегда заступается за него.
– Не миновать тебе виселицы! – говорил Тарас, наказывая приемыша...
– Неправда, мой Сашенька генералом будет! – возражала мужу Аксинья.
– Когда на каторге поживет, – вставлял Тарас.
Перед нами пример весьма распространенного когнитивного искажения, которое называют «эффектом фокусировки» – человек фиксируется на отдельном событии, делая на его основании беспочвенные и далеко идущие выводы. Пожалуй, нет ни одного родителя, который не был бы подвержен этому вредному искажению. «Будешь плохо учиться – вырастешь дворником»; «Не приберешься в комнате – никто тебя замуж не возьмет». Один из самых ярких примеров «эффекта фокусировки» – известное армейское утверждение: «От неподшитого воротничка до измены Родине – один шаг». Это искажение, вызванное поспешной, субъективной реакцией (на самом деле как Тарас, так и Аксинья сгоряча высказывают неадекватные мнения о Саньке).
Эффект селективного восприятия
Санька знакомится с детьми из богатой семьи, и те одаривают его подарками. Мальчик приходит домой в новой шапке и сапогах. Вся остальная одежда на нем ветхая и по-прежнему плохая. Но как реагируют на обновку Санькины названные сестры?
Санька надел шапочку, руками подпер бока и фертом прошелся по комнате, стуча каблуками. Вид у него был прекомичный. Шапочка и сапоги нисколько не гармонировали с серой рубахой и полотняными штанишками, изорванными и запачканными. Но, по мнению Дуни и Верочки, Санька был великолепен.
– Теперь ты как паныч! – сказала Дуня, не спуская глаз со своего покровителя.
Здесь проявляется эффект селективного восприятия, когда человек концентрируется на отдельных фактах, упуская из виду целостную картину. Разумеется, Дуня высказывает неверное мнение о внешнем виде Саньки. Она искренне считает, что он выглядит как паныч, потому что обращает внимание только новую шапку и сапоги, а все остальное скрыто из ее поля зрения. Таким же образом обычно манипулируют общественным мнением недобросовестные политики, выдавая отдельные, тщательно подобранные факты за полноценную статистику. Очень часто это искажение становится причиной влюбленности. Отдельные качества избранника затмевают общую, далеко не радужную картину, и в результате человек может поломать себе жизнь. Эффект селективного восприятия порожден недостатком информации (ведь бедная сирота Даша не знает, как на самом деле должны выглядеть «панычи»).
Эффект контраста
Санька знакомится с «панскими детьми» – Сережей и Володей, которые приглашают его в гости. Сережа говорит Саньке:
– У нас бабушка добрая: кто хочет, пусть придет, она слова не скажет. А вот фрейлен Берта – та страшно злая, все читать да читать заставляет, а играть не позволяет. Я не люблю фрейлен: она злая.
Здесь проявляется «эффект контраста» – необоснованное усиление или преуменьшение значения одного объекта по сравнению с другим. Бабушка не занимается обучением детей и, следовательно, ей не нужно заставлять их трудиться. По сравнению с ней гувернантка фрейлен Берта кажется злой, но на самом деле она лишь выполняет свои обязанности. Манипуляция «Злой полицейский / добрый полицейский» как раз основана на «эффекте контраста». Основываясь на этом когнитивном искажении, в магазинах объявляют акции на отдельные виды продуктов: обманчиво сниженная цена выглядит привлекательной, и продажи возрастают.
Эффект эгоцентрического искажения
Андрей-воин – один из эпизодических героев повести. Одинокий безрукий пропойца вернулся в родную деревню после двадцати пяти лет службы. Санька сначала вступил с ним в конфликт, а потом подружился. Старый солдат часто рассказывал мальчику о прошлом.
– Н-да, братец, война – это великая штука... Такой, к примеру, войны, как севастопольская, не было и не будет, потому теперь не тот солдат пошел... Героев нет... Сидим мы это, бывало, в траншее, а гранаты да пули так и свистят... А мы знай себе прогуливаемся да англичан и французов поддразниваем.
– Дяденька, а хлеб где вы доставали тогда? – спросил Рыжик.
– У нас хлеба не было, а были сухари...
Здесь проявляется эффект эгоцентрического искажения. Личное участие в важном историческом событии заставляет человека преувеличивать его значение, причем со временем все плохое забывается, а хорошее преувеличивается. Эгоцентрическому искажению с возрастом подвержены почти все люди. Именно поэтому мы с ностальгией говорим о детстве и юности, позабыв о давних неудачах, болезнях и поражениях. Это систематическая ошибка мышления вызвана предвзятыми воспоминаниями. (Конечно, Андрей-воин вовсе не прогуливался во время битвы за Севастополь, как он вспоминает об этом. С другой стороны, его мнение о том, что герои перевелись, несправедливо.
Эффект сопротивления
Санька встречает бродячего фокусника Полфунта. Очарованный фокусами, необычной речью, рассказами о дальних странах, мальчик твердо решает отправиться вместе с бродягой «за ветром».
– Я всегда, всегда с тобою ходить буду...
– Нет, голубчик, со мною ты не пойдешь... Я завтра же отправлю тебя домой...
– Не хочу! Не хочу!
– Ах ты глупенький! Ну какой ты мне товарищ? Встретил человека и привязался к нему. А может, я разбойник?
– Нет, ты хороший! Я с тобой пойду!
Здесь проявляется эффект сопротивления – потребность идти наперекор, чтобы противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора. К чести Полфунта, тот отговаривает мальчишку от безрассудного шага и пытается направить его домой. В детском возрасте этого когнитивного искажения почти никто не избегает. К сожалению, манипулировать этой систематической ошибкой мышления очень просто. Многих людей можно взять «на слабо», из-за этого порой дети садятся в незнакомые машины и заключают рискованные пари. Это искажение вызвано недостатком информации, а также поспешной субъективной реакцией. (Если бы Санька знал, какие тяжелые испытания ждут его впереди, он бы наверняка остался дома.)
Эффект подчинения авторитету
Санька в своих странствиях подружился с другим беспризорником, Спирькой. Вместе они переживают множество драматических событий. Спирька постепенно прибивается к воровской шайке, а совестливому Саньке такая судьба совсем не по душе, ведь он пошел странствовать, чтобы посмотреть мир. У него не хватает духу порвать со старым другом и в результате он попадает в беду, приняв участие в групповой краже.
Новая жизнь, новые люди и новые ощущения совершенно овладели им, и, помимо воли, Санька пошел не по тому пути, по которому ему хотелось. Неоднократно намеревался Санька уйти из Одессы, но каждый раз Спирька умел уговорить его, и он оставался.
Эффект подчинения авторитету – это игнорирование собственных суждений о целесообразности действия в угоду другому человеку. Люди перестают думать своей головой, и в результате вовлекаются в преступления, наносят вред собственному здоровью употреблением наркотиков, лишаются имущества. Крайнее проявление этого опасного когнитивного искажения – участие миллионов обычных немецких граждан в уничтожении невинных людей в концлагерях во время Второй мировой войны. Ребенок должен как можно раньше узнать об этой систематической ошибке мышления. Знание о ней может уберечь его, например, от участия в школьных издевательствах над слабым одноклассником, о которых впоследствии ребенок обязательно будет вспоминать со стыдом. Это когнитивное искажение вызвано переизбытком информации (Санька побывал вместе со Спирькой во многих передрягах, он дружит с ним и поэтому закрывает глаза на его некрасивые поступки).
Повесть А. Свирского «Рыжик» – настоящий кладезь для изучения когнитивных искажений. В книге их великое множество, прямо находка для внимательного исследователя. Очень хочется, чтобы дети, читая эту книгу, учились находить и выявлять систематические ошибки мышления, а потом переносили этот опыт в свою жизнь.