Найти в Дзене
Гараж Автоклассика

"Горбатый", но не Запорожец. Москвич-444

Это был один из самых загадочных автомобилей, созданных в СССР. С одной стороны, все мы хоть раз видели «Горбатый» ЗАЗ-965, а с другой, мало кто знает, что прототипом «Запорожца» была именно эта московская микролитражка.

Говорят, задание на разработку этой машины на МЗМА было «спущено сверху». Мол, нужна небольшая дешевая машина, которой моли бы управлять, в том числе и люди с ограниченными физическими возможностями.

Разработка «Москвича», получившего индекс «444» началась в середине 1950-х, и на заводе от этой идеи были не в восторге, так как все силы были направлены на запуск производства нового седана «Москвич-402».

-2

Видимо, настроения инженеров отразились на внешнем виде передней панели машины, очень уж она угрюмая. Впрочем, в этом элементе оформления угадывается голландский «ДАФ-600».

-3

В целом, машинка напоминает собой скорее «ФИАТ-600», конструкцию которого, понятное дело, тоже изучали.

Пластилиновый макет машины
Пластилиновый макет машины

Самый первый экспериментальный образец появился осенью 1957 года. Любопытно, что передняя подвеска у него была выполнена по фиатовскому принципу, она была независимой, упругим элементом являлась единственная поперечная рессора. Вот как подвеска выглядит на «ФИАТ-600».

-5

Поначалу машина проходила испытания с мотоциклетным оппозитным двигателем объемом 650 см3, дававшего мощность в 17 л.с. Этой мощности явно не хватало, да и конструктивно мотоциклетный мотор автомобилю не очень-то подходил.

Двигатель BMW Isetta,
Двигатель BMW Isetta,

Были даже попытки установить на «Москвич» двигатель М-102 от BMW Isetta, правда, в качестве временной меры, так как подобный оппозитник объемом 750 см3 пробовали создать на московском заводе. Но вскоре к созданию мотора подключилась НАМИ.

-7

Институт предложил свои варианты силовой установки, оба были четырёхцилиндровые, один привычный нам по «Запорожцу» V- образный двигатель, второй – оппозитный под индексом «965Г». Его можно увидеть вот на этой иллюстрации.

-8

Кстати, в НАМИ разработали и один из вариантов кузова для микролитражки, назывался он «НАМИ 059» и выглядел вот так.

-9

Точно известно о пяти опытных экземплярах «Москвич – 444», которые успели собрать за время разработки. Машины немного отличались друг от друга дизайном, одна из них даже была представлена на ВДНХ.

-10

Ни одна из этих пяти машин, насколько мне известно, до наших дней не сохранилась. Недавно в интернете появилось вот это фото, породившее легенду о том, что якобы где-то один из «Москвичей» был найден и отреставрирован.

-11

К сожалению это миф, а фото является очень качественным монтажом, здесь, безусловно респект таланту дизайнера, так воссоздавшего машину хотя бы в виртуальном виде.

В 1959 году работы над этим проектом в Москве были закончены, вся документация и наработки переданы в Запорожье, где впоследствии началось производство этой машины уже под названием «Запорожец».

-12

Кстати, если приглядеться вот к этому фото, то можно увидеть уже это название, выполненное еще в виде отдельных букв, причем, с мягким знаком, по-украински.

-13

Есть мнение, будто название «подсказал» Н.С.Хрущев, занимавший тогда самую высокую должность в стране. Так это было или нет, кто теперь знает…

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм