Что посмотреть с подростками на каникулах и как говорить с ними по душам после кино?
Кино – хорошее совместное занятие, и чем ребёнок старше, тем оно становится интереснее. Просмотр фильма создаёт безопасное пространство для разговора на волнующие темы и возможность обсуждать их в контексте другой жизни, другого времени, другой культуры. И помогает глубоко погрузиться в тему, сформулировать своё отношение, выразить свои мысли и переживания.
У нас большой опыт обсуждения фильмов с целыми классами и в тёплых дружеских компаниях, а также в компаниях разновозрастных, в том числе детско-родительских. Это всегда происходит по-разному. Основная ценность такого обсуждения – в возможности поделиться своим видением и расширить его благодаря точкам зрения и переживаниям других людей.
В психологическом обсуждении мы не анализируем художественные достоинства фильма, а фокусируемся на собственном видении, личном опыте и переживаниях участников.
Вот примерная схема обсуждения, которую мы используем, опираясь на опыт наших коллег, психологов и нарративных практиков Анны Голубевой и Юлии Малыгиной:
- Про что кино? Основной его смысл для Вас? Какая тема была для Вас центральной? – в одном предложении или слове – высший пилотаж.
- Какие эпизоды затронули, запомнились, впечатлили? И какие личные переживания всплыли в связи с ними?
- Какие темы прозвучали, можно выделить в фильме?
- Что не прозвучало, не было показано. Отсутствующее, но подразумеваемое.
- Что будет дальше? Какие возможны варианты развития событий? Что было до отрезка, показанного в фильме?
- Кто из героев близок? Чьи переживания понятны? Что бы Вы сами делали на месте героев, в каком эпизоде вы поступили бы по другому? Что Вам хотелось бы изменить, если бы Вы могли?
- Что в фильме не понравилось, вызвало раздражение, отвержение? Как это связано с Вашей историей?
- Для тех, кто смотрит фильм повторно – разница в восприятии, что нового заметили и пр.
- Ваш личный итог. Куда переместил Вас процесс просмотра и обсуждения? Какие переживания или решения возникли благодаря этому? Про что это Вам напомнило? какие Ваши ценности подтвердило? Какую внутреннюю работу Вы проделали, какие изменения в Вас произошли?
Важно предоставить подросткам самим решать вопрос о степени участия в обсуждении. По нашему опыту, если их не принуждают, они, когда чувствуют себя готовыми, с удовольствием высказывают своё мнение и рассказывают свои истории. Подростки получают очень ценный опыт, просто слушая других участников и ведущих.
Если время или силы участников ограничены, можно смотреть отрывки. Для обсуждения бывает достаточно 10-15 минут хорошего кино.
Рекомендуемые фильмы:
- «Вторая жизнь Уве» Швеция 2015 (американский возрастной рейтинг (МРАА) 13+, РФ — 16+)
- «Дети природы» Франция 1998 (возрастной рейтинг 0+)
- «За гранью тишины». Германия 1996 (МРАА 13+, РФ 12+)
- «Завтра, 3 апреля» СССР 1969 (6+)
- «Колыбельная для брата» СССР 1982 (12+)
- «Пеликан» Франция, Греция 2011 (0+)
- «Моя семья и другие звери». Великобритания, 2005 (16+)
- «Полианна». Великобритания, 2003 (0+)
- «Рождественское чудо Джонатана Тумми». Великобритания, 2007 (0+)
- «Хористы». Франция 2004 (МРАА — 13+, РФ — 12+)
- «Хорошие дети не плачут». Нидерланды, 2012 ( возрастной рейтинг неизвестен)
- «Цацики. Друзья навсегда». Швеция, 2005 ( и другие фильмы про Цацики, возрастных ограничений нет).
- «Частное пионерское» 2013 (6+)
- «Цвет рая». Иран, 1999 (МРАА — рекомендуется присутствие родителей, РФ — 16+)
- «Школа Саммерхилл» Великобритания, 2008 (0+)
- «Щенок» Россия 2009 (возрастные ограничения неизвестны, скорее всего 0+)
Автор: Ольга Сковычева, руководитель семейных лагерей, психотерапевт, нарративный практик, специалист Центра Перекресток
Москва +7 (926) 247-53-81
mail@perekrestok.info
fb.com/perekrestok.plus vk.com/perekrestok.plus
(с) НП СРДП Перекресток Плюс