Большинство детских фильмов-экранизаций, созданных в советские времена — или хорошие или очень хорошие. Но есть ряд исключительно дурацких, по крайней мере, неудачных проектов, при том, что дети очень ждали эти кинокартины, а им показали пресную халтуру или поделку-недоделку. А то и вовсе — концептуальный ужас, наверное, интересный самим авторам, но никак не зрителям. Все эти вещи невозможно смотреть даже теперь — в ностальгических целях. Правда, в некоторых из этих фильмов присутствует хорошая музыка. Однако она не спасает.
1. Итак, начну с разочарования по имени «Пеппи-Длинныйчулок», вышедший в 1984 году. На фоне тенденциозной, но отлично сделанной «Мэри Поппинс», а тем паче по сравнению с «Приключениями Буратино» и «Красной шапочкой» экранизация популярной в СССР сказки о Пеппи выглядела, как нечто утомительно-вымученное. Ряд плохо связанных друг с другом сцен, халтурность декораций и очень плохая, лениво-убогая игра ...прекрасных актёров. Но частями это смотрится неплохо, а местами - круто — там, где песенки.
2. Жуткая халтура, на мой взгляд, это попытка экранизировать приключения Незнайки, используя совсем маленьких и откровенно не артистичных детей. Или просто с ними не работали, как надо. «Незнайка с нашего двора», вышедший примерно в ту же эпоху — в 1983 году, оказался тягомотным зрелищем «ни о чём». Несколько позже я поняла, что создатели хотели повторить стилистику очень хорошего мюзикла «Фантазии Веснухина», но у них ничего не вышло. Более всего было жаль братьев Торсуевых в роли каких-то странных волшебников. Хотя! Песня «Сюрприз» - отличная.
3. А вот — совсем другая тема. Патриотически-романтическая. «Судьба барабанщика» 1976 года, когда было модно создавать всякие ретро-картины для детей и взрослых, где главное не сюжет, а показ венских стульев, шляпок и белых штанов ...1890-1940-х годов. Из жёсткого, детективно-шпионского сюжета - с дыханием войны и тёмными силами - состряпали неспешную постановку в нескольких сериях, где начисто отсутствует драйв, страх, мощь гайдаровского текста. Впрочем, ретро-клюква «Волны Чёрного моря» по книжке «Белеет парус одинокий» Валентина Kатаева, по-моему, ещё хуже, просто я ни разу не смотрела его полностью.
4. Вернёмся к сказкам. Все из нас читали отличную, хотя, политизированную историю овощей «Приключения Чипполлино». По сравнению с невероятно динамичной и — наполненной сказкой Джанни Родари, даже неплохой мультфильм казался урезанным и скомканным. Но совместная советско-итальянская экранизация 1973 года — это вообще невыразимый провал и трэшак. Не спасло ничто — ни отличные советские актёры, вроде Басова, Вицына и Зелёной, ни — присутствие самого Родари в роли сказочника. Та же проблема, что в п.1 — ряд плохо склеенных сцен и ленивая игра в кадре.
5. И, наконец, «Лиловый шар» 1987 года - его очень ждали после небывалого триумфа «Гостьи из будущего». Кроме того, он печатался в «Пионерской правде» и подростки знали, что это должно быть интересно. Было — и осталось впечатление фильма-недоделки, который спешили состряпать, пока Алиса Селезнёва считалась девочкой №1 в детско-юношеском рейтинге. Там и Наташа Гусева всё та же, только постарше, и фабула — булычёвская. И — ничего. Тот самый случай, когда хотелось «прокатиться» за счёт былой славы.
Зина Kорзина (с)
P.S. Мнение автора может не совпадать с лично Вашим.