Как “социальные” маршруты убивают магистральные
Приходится возвращаться к теме планирования (а точнее – отсутствия планирования) маршрутной сети ОТ в Москве. Настала очередная предвыборная пора – на этот раз в Мосгордуму. Одна из любимых тем у желающих туда избраться – просить добавить новые маршруты или остановки. Казалось бы, всем только лучше, можно отчитаться о запуске маршрута имени себя, о победе над плохими чиновниками, а самому при этом делать почти ничего не надо. Например, к прошлым выборам С. Собянин собирал “наказы” от избирателей о пуске новых маршрутов, а теперь этими наказами пользуются городские депутаты: в предвыборной газете описывают, что же просит население, а депутат всеми руками «за» и конечно же добьётся этого. Объясним на пальцах, почему запуск нового маршрута или изменение имеющегося далеко не всегда во благо.
Почему депутаты так цепляются за тему продвижения автобусных изменений?
- проблема проста для понимания обывателя – нет прямого автобуса из А в Б, или автобус слишком редко ходит и его надо долго ждать на остановке;
- решение такое же простое, о нём сразу можно отчитаться избирателям – запустить новый маршрут или добавить автобусов на имеющиеся.
Нам кажется, что автобусы «как бы» уже есть – нужно только потребовать пустить их по тому или иному маршруту.
Почему всё не так просто?
Автобусы не возьмутся из воздуха - чтобы запустить новый маршрут или увеличить выпуск на имеющийся, их снимут с других привычных маршрутов, которые из-за этого станут ходить реже. Об этой проблеме говорят тут же, в этой газете, только в соседней статье (см. внизу).
Так происходит, потому что пробег автобусов, время работы водителей на линии спланированы заранее городским бюджетом и ограничены возможностями автобусных парков, кадровым резервом водителей и многими другими факторами. Но у депутата на носу выборы, он хочет новый маршрут завтра.
Кому нужен такой транспорт?
Депутаты опираются на единичные просьбы одного – двух граждан (очевидно, в большинстве своём пенсионного возраста):
- пустить маршрут от дома к Мосэнерго или МФЦ, чтобы раз в месяц передать показания счётчиков;
- связать одним маршрутом все поликлиники (это тоже нерегулярные поездки);
- один автобус ходит редко, надо пустить ещё второй маршрут туда же (это вообще неправильно).
В результате получаются кривые извилистые маршруты, ждать и ехать на которых настолько долго и неудобно, что проще с пересадкой или пешком. В итоге «новым маршрутом» пользуются лишь случайные попутные пассажиры, большинство из которых проезжают 2 – 3 остановки, а не пользуются именно той связью, ради которой он создавался.
Да и в принципе необоснованно по таким запросам пускать целый маршрут. Примеры недавно открытых маршрутов демонстрируют, что просителям дешевле оплачивать такси: автобус С16, где жители Кожухово видят обычно воздух вместо людей, или ставший мемом трамвай 20п, который пустили по просьбе одной единственной гражданки, но почему-то на уникальном участке в огромном трамвае всего 1 человек (намного дешевле ему было бы оплатить такси, а не гонять трамвай).
Если такие маршруты не нужны, то какие нужны?
Самые нужные маршруты – это подвоз к метро и железной дороге, рынкам, ТЦ, основным перекрёсткам района; то есть в места, куда большинству из нас нужно регулярно. Такие маршруты выходят на основные улицы района или пересекают их и имеют прямую трассу (люди не любят ездить кругами). Вы можете убедиться у себя в районе, что транспорт на таких маршрутах почти никогда не пустует.
Для примера, вот каких связей сейчас реально не хватает в районе Орехово-Борисово:
- прямой маршрут к метро «Пражская» через новый мост над ж/д на Элеваторной ул. (особенно актуально с учётом закрытия “Каховской”);
- маршрут по МКАД в сторону Выхино
Сейчас в эти районы проще добираться на машине, поэтому такие маршруты даже не просят.
Но в первую очередь нужно наладить работу автобусов на имеющихся направлениях – например, до МЦК и будущей МЦД.
К сожалению, у молодых трудоспособных пассажиров, пользующихся основными маршрутами района, нет времени на сочинение обращений: если транспорт им не понравится – не будет нужного маршрута, автобусы начнут петлять или их будет не дождаться – такие пассажиры «проголосуют ногами», сев за руль авто и усугубив пробки.
Почему менять маршруты “по просьбам” – это плохо?
Рассмотрим на примере той же статьи из газеты.
Жители просят 95 автобусу сделать заезд на Домодедовскую улицу, потому что «до ближайших станций метро можно добраться лишь на 274‑м и 694‑м маршрутах. И появляются они тоже, как водится, нечасто».
Расшифруем: предлагается спешащим к метро пассажирам из Капотни, у которых 95-й автобус до этого метро единственный, устроить экскурсию по району только потому, что другие автобусы тут слишком редко ходят!
В другом случае предлагают приспособить под социальные нужды мощный популярный маршрут 711.
Преподносимое как будущее благо предложение о его продлении в случае реализации тоже грозит ухудшением: маршрут станет длиннее, встанет в пробке на Ясеневой улице и потеряет свои сегодняшние практически «магистральные» интервалы:
Если продлить маршрут № 711, то либо в полтора раза вырастут интервалы – из «магистрального» маршрут станет «районным». Либо на его обслуживание понадобится в полтора раза больше автобусов. Но откуда их взять? С других маршрутов, которые кажутся ненужными пассажирам 711-го маршрута? Но они нужны пассажирам других маршрутов.
А почему вы уверены, что увеличатся интервалы?
Далеко за примером ходить не надо. Прямо в этой же газете пишут про то, что на многих маршрутах района стали реже ходить автобусы.
И действительно, если посмотреть на старые таблички на остановках (от 2014–2017 годов) и сравнить с сегодняшними расписаниями этих же маршрутов, легко заметить, что интервалы сильно возросли. Причём обоснованных поводов для этого не было (типа открытия новых станций метро) – просто постепенно автобусы снимали с маршрутов и отдавали на другие просьбы и нужды, а ещё «заодно» на замену троллейбусов.
Например, «экспресс» 907 давно выбился из интервалов «магистрального» маршрута, и теперь они достигают 20–24 минут:
На 299-м автобусе, который ходит по крупным магистралям – Каширскому шоссе и проспекту Андропова до метро «Пролетарская», интервалы возросли с 15 до 33 – 47 минут.
На районных маршрутах 694 и 765 интервалы от адекватных 6 – 10 минут в час пик увеличились до 30 – 52 минут!
Как думаете, насколько падает популярность маршрутов с такими интервалами? Очень сильно! (поэтому и нет открытых данных по перевозкам).
Это говорит о том, что:
- новые маршруты (если они действительно нужны) нельзя открывать за счёт ухудшения работы других. А раз ухудшение интервалов этих других маршрутов допущено, то это значит, что
- сеть в принципе требует пересмотра по примеру «Магистрали» в центре.
А как за рубежом?
В Париже 20 апреля 2019 введут новую автобусную сеть. На подготовку изменений ушло 3 года общественных обсуждений. В их протоколах (они в открытом доступе!) мы можем найти такие замечания граждан: «Если вы продлите 20-й автобус как предлагается, то его маршрут увеличится, автобусы будут ходить реже, ведь мы понимаем, что количество автобусов ограничено».
Такое впечатление, что сначала Дептранс находит возможность и время сделать «Магистраль» в центре, а потом начинаются выборы, и все силы уходят на ввод социальных маршрутов. Затем, очевидно, будет пора повторить работу заново. Но лучше принять стандарты, чтобы этого танца «шаг вперёд и два назад» не приходилось делать.
Правильно сделать так:
- установить минимально допустимое количество автобусов на каждом конкретном маршруте.
- Изменять трассы маршрутов по жалобам можно только для редких социальных маршрутов.
- Новые маршруты вводить только при наличии очевидного обоснованного потока, оправдывающего работу массового транспорта. Обязан быть расчет!
- Осуществить уже (за несколько лет, спешка может только хуже сделать) пересмотр сети по всему городу по примеру «Магистрали», сократив число маршрутов в два-три раза.
Рекомендация дептрансу одна: найти мужество и перестать удовлетворять просьбы руководства и чиновников поменьше, а разработать четкий критерий (например, минимальный пассажиропоток) после которого можно менять маршрут.
Ну и наставление кандидатам: советоваться с транспортниками, какие изменения реально будут полезны не только для бабы Мани, но и для регулярных пассажиров (подсказка: поездка в поликлинику в эту категорию не попадает).
В итоге, многие по-настоящему востребованные связи давно требуют улучшений, но теряются в потоке просьб о «поликлинических» маршрутах. А вы так и ждете переполненный автобус из-за таких активных жителей.
Другие статьи:
- Реестры маршрутов Москвы: https://www.mos.ru/dt/documents/view/223682220/
https://www.mos.ru/dt/documents/view/184146220/