Найти тему
Мой небесный свет

Хочу вспомнить

Свои школьные годы я помню, и до сих пор мне снится, что я - ученица, сижу за партой, отвечаю у доски.

Учителя для нас были недосягаемым авторитетом, зарплата у них, насколько я знаю, была достойная,  полное уважение  со стороны родителей, полный авторитет у учеников. Для меня учеба была – так же как работа у взрослых. Мои родители никогда не делали со мной домашние задания, и я благополучно сдаю экзамены, и поступаю в ВУЗ. Школа для меня была уютным домом, однако высокое уважение к учителю заставляло меня и моих одноклассников обходить через другой этаж учительскую. Мы не бегали мимо учительской с шумом и криками, да и как везде в школе, в коридорах, был порядок. Мы мыли после уроков кабинет, ходили на все субботники, стопроцентно участвовали во внеклассных мероприятиях, даже ходили в походы с ночёвкой. Ставили спектакли, ходили всем классом в кинотеатр, брали шефство над младшими школьниками, рисовали газеты на стену, участвовали в олимпиадах... Ярко в памяти: я - снегурочка на Новогодних мероприятиях. Учились мы по единым учебникам и программам и никаких «игровых технологий». Знания, полученные мною в школе,  «работают» и сейчас. А это семидесятые годы. Прошлого столетия.

В 80-е годы я уже учитель.  Пока всё неплохо. Я набираюсь опыта, руковожу классным коллективом, который меня уже отчаянно любит. Я в ожидании рождения ребёнка, и на последних месяцах моей работы в школе мои ученики не стеснялись выражать заботу обо мне, быстро ориентировались и как-то вовремя появлялись рядом со мной, что бы открыть передо мной дверь, донести портфель или тетради, подать- подвинуть вовремя стул... В школе классно-урочная система, планы пишем к урокам, а на учебный год готовим календарно-тематическое планирование. Никаких Рабочих программ, как и образовательных программ в масштабе школы. Планы воспитательной работы существуют, и, как мне помнится, очень разумные. Выступаем на педагогических советах, и, как-то акцент делается на профориентационную работу с детьми. И то же ходим в походы, ездим на экскурсии, ходим на субботники.

В 90-х начались проблемы с учебниками. Вводятся инновации: урок-лекция, урок-конференция, театрализованный урок и т.д. В моду входит написание рефератов. Уроки информатики по быстро написанным учебникам, без машинно (без компьютеров), как говорят, учите на пальцах. Требование чёткое: а ты заинтересуй ребёнка! Но учитель ещё пока имеет неприкасаемый авторитет у родителей. В эти годы детей формировали в классы по успеваемости, по способностям и по желанию учиться именно у этого учителя. В эти годы у моих учеников были высокие результаты на олимпиадах за пределами школы. Класс, в котором я была классным руководителем, давал высокие показатели обучения. Активно играли в модную в те времена игру КВН, становимся ГРАНД-призёрами, лидерами сезона. Ко мне ведут детей, и, надо сказать, очень талантливых, только дайте возможность развить этот талант. Я это понимаю и принимаю, очень ценю. Теперь, глядя через время, понимаю, я оправдала это доверие.

С начала 2000-х начался завал в воспитательной работе, надо много разного и всякого, надо воспитывать и воспитать... И вот, на самом деле мы имеем, то, что имеем... Тогда-то стали пробиваться "росточки" того, что называется теперь «мне должны». Учителям в то время по несколько месяцев задерживали зарплату, репетиторство мы не занимались (верите, просто занимались с отстающими, бесплатно, и мысли не возникало за это брать деньги!), очень многие учителя выглядели бледными поганками на фоне учеников, имевших менее идейных, но  более приспособленных к меняющимся условиям  жизни родителей, уже родителей нового типа.  Вот тогда и началось, учитель не устраивает, заменить нельзя помиловать (где ставить запятую решается больно и гадко!) Администратор, то бишь директор школы, боится место потерять, без стеснения отворачивается от бед, свалившихся на бедного учителя, заглядывая в глаза жалующемуся. К этому быстренько привыкли в обществе и статус "Учитель всегда прав" пал.

Дальше- хуже. Но это уже другая история. Буду писать...