Найти тему
Беседы о религии

Кто придумал 7 смертных грехов?

Выражение "7 смертных грехов" настолько устойчивое, что мало кто задумывается, откуда они вообще взялись. Многие удивятся, узнав, что в Библии нет упоминания о 7 смертных грехах, они не совпадают ни с 10 заповедями, данными Богом Моисею, ни с Заповедями блаженства Христа. Вы не найдете нигде заповедь "не ленись" или "не обжирайся", хотя это считается смертными грехами. Откуда же они взялись и зачем их "выдумали"?

Эта теоретическая система возникла в монашеской среде еще до разделения католиков и православных. В IV в. византийский монах Евагрий Понтийский разработал учение "о восьми помыслах, от которых происходят и другие помыслы". Топ 8 Евагрия Понтийского: чревоугодие, блуд, алчность, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость.

Концепция Евагрия пользовалась популярностью, ее стали использовать и другие святые отца. Как бы сейчас сказали - делали перепосты у себя в социальных сетях. И через знаменитых блогеров... святых отцов идея восьми (некоторые сократили до семи) смертных грехов стала проникать в монашескую практику, а затем распространилась и среди всех верующих.

Концепция семи грехов принадлежит Григорию Великому. Его топ 7 открывает гордыня, далее следует зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и похоть. Печаль и тщеславие в его список не вошли, зато появилась зависть. Этот список Григория Великого используют до сих пор, хотя периодически и в него вносили коррективы, меняли порядок грехов и т.д.

На Западе и на Востоке концепция смертных грехов получила разное развитие. В Католической церкви существует следующее определение смертного греха:

«Смертный грех — это тот, который касается серьёзной материи [существенных вопросов] и который, помимо этого, был совершен с полным сознанием и с полным согласием»

Таким образом, понятие смертного греха расширяется и не ограничивается списком семи грехов. Так же и в православной традиции число "семь" чаще всего понимают как символ полноты, считается, что смертных грехов гораздо больше, чем семь.

Для чего нужно было "выдумывать" смертные грехи, если есть 10 Заповедей Моисея и Заповеди блаженства? Сейчас очень популярны поиски восточных влияний/заимствований в христианстве, утверждают даже, что сам Иисус принес свое учение из Индии. Но оснований для подобных выводов недостаточно.

Возможно, все гораздо проще. Как уже говорилось, система смертных грехов была разработана в монашеской среде, нужна она была для работы над собой и выполнения тех самых Заповедей, данных Богом. 10 Заповедей - это то, что нельзя делать, законодательство. А смертные грехи - это то, почему не получается эти заповеди выполнять. Например, есть заповедь "не прелюбодействуй"(не изменяй жене) , а есть грех "похоть". Избавившись от "похоти", человек не будет даже в мыслях изменять жене. Открываем Нагорную проповедь Христа и читаем: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф 5:27) Похоже?

Монахи просто систематизировали то, чему учил Христос и обозначили главные препятствия на пути к святости, пометив их табличками "не влезай - убьёт". ОБЖ по-христиански:)

Г. Тен