Основной целью любой строительной организации является исполнение стройки в заданные сроки в рамках запланированного бюджета. При этом важным является управление загрузкой персонала, чтобы сотрудники не простаивали и в то же время, чтобы не возникала ситуация когда люди перезагружены. Важно своевременное обеспечение материалами. А так же для сдачи проекта нужна разрешительная документация: сертификаты качества оборудования и материалов, разрешительная документация, строительные сертификаты соответствия и пр. Как правило, директора видят бардак, но как навести порядок, они не понимают. В данной статье мы рассмотрим основные ошибки при организации работы строительных компаний и предложим наиболее рациональные варианты решения сложных задач в строительстве с помощью автоматизации строительных процессов.
Немного теории
Возьмем для примера любую строительную компанию, занимающуюся монтажными работами: прокладкой кабель каналов, установкой розеток, камер видеонаблюдения, пожарной сигнализации и т.д. На все работы здесь есть определенные расчеты, т.е. есть какая-то оценочная стоимость работ и все считается в объемах, будь то погонный метр короба, количество розеток или пожарные датчики. Таким образом, у строителей есть количественные и ценовые показатели того, сколько они заработают. Не за время, потраченное на работе, а за объем работ.
Строители знают внутренние цены и, если ты не заплатишь рабочему столько, сколько ему обычно платят, то он просто не будет работать. Поэтому внутренние цены всегда одинаковые. Внешние цены – это уже как договорятся руководители. Вроде бы всем все понятно. Но теперь возникает вопрос – а сколько нужно затратить времени для того, чтобы сделать ту или иную работу? За какое время мои пять маляров смогут покрасить весь этаж? Как наиболее грамотно распорядиться имеющимися ресурсами? Объемы натуральные можно перевести в нормо-часы. Например, рассчитали, что для укладки кабеля необходимо сто часов. Можно потратить две с половиной недели на одного человека, или же два человека будет делать эту работу неделю, или пять человек сделают эту работу за пару дней. Так же важно понимать последовательность выполнения работ. К примеру, невозможно положить кабель, пока не будут сделаны кабель каналы.
Так же у строителей есть своя специализация – кто-то делает слаботочку, кто-то делает электрику, сантехнику, водоснабжение, газоснабжение. Причем даже у тех, кто занимается слаботочкой, так же есть своя специализация – кто-то занимается видеонаблюдением, кто-то установкой щитков, а кто-то занимается кабель-каналами и кабелем. По той же слаботочке есть свои типы работ - пожарная сигнализация, видеонаблюдение, часофикация, телефония, интернет и т.д.
Основные ошибки
Основной ошибкой при управлении процессами в строительстве является то, что, как правило, фиксируются только объемные планы. Нет никакого календарного плана и не понятно, кто какую работу выполняет. В отчетах по какому-либо строительному объекту в таблицах Excel ответственное лицо отражает единицы измерения, сколько процентов сделано по проекту, фиксирует, сколько проложено метров и какого кабеля, сколько осталось в количестве и т.д. Так же указывает, сколько бригада заработала за сегодняшний день. Помимо этого фиксируется, сколько заработал отдельно взятый работник. И в целом такой способ учета вроде бы всех устраивает. Да не совсем.
Во-первых, вся отчетность ведется в разномастных таблицах Excel, а это далеко не всегда удобно., потому как видит эти отчеты, как правило, только один человек, который их и ведет. Множество разрозненных файлов, никак не взаимосвязанных, понятны только тому человеку, который привык вести их определенным удобным для себя способом. Во-вторых, какими бы удобными и привычными эти таблицы не казались управленцу, они не дают понимания главного, а именно, сколько работы и денег запланировано, а так же нет понимания, кто именно выполняет данную работу. В арсенале человека имеются только факты, но нет календаря. Нет расчетной трудоемкости. Не понятно сколько надо людей на те, или иные объемы работ.
Способы решения
В первую очередь, что необходимо сделать перед началом работы – это указать разделы объектов строительства, монтажа или ремонта. Описать каждый раздел - фундамент, коробка, крыша, инженерные сети, слаботочка и т.д. Далее внутри каждого раздела нужно детально указать, что именно нужно делать – короба, щиты, розетки и т.д. Такое дробление позволяет систематизировать работу, что дает четкое представление общей картины и позволяет наиболее грамотно распоряжаться получившимися данными, наиболее правильно выстраивая организацию строительства.
Excel позволяет систематизировать работу, но, к сожалению, имеет очень ограниченные возможности анализа. В отличии от Excel, информационная система позволяет делать группировку и сортировку данных, а так же генерировать отчеты совершенно разными способами. Например, для того, чтобы произвести монтаж кабель каналов, необходимо указать в системе тип кабель канала – широкий или узкий, указать дату начала, а так же указать тип услуги – в данном случае это монтаж кабель канала. Далее указывается единица измерения – метр. Указывается количество и цена за этот метр. Система автоматически считает сумму, а так же трудоемкость.
Итак, систематизация данных является первым шагом для начала взаимодействия компании с автоматизированной системой управления строительством. Составляется перечень услуг, оценивается стоимость работы, указываются единицы измерения и т.д. Услугами для монтажной организации могут являться группы услуг: «монтаж оборудования», «монтаж кабель каналов» и т.д. Чем скрупулёзнее будет обработана изначальная информация, тем более удобно вам и системе в дальнейшем будет работать с данными. Так, например, группу услуг «Обслуживание крыш» можно разделить на услуги – «Чистка снега», «Чиста от обледенения», «Устранение протеканий». Для того, чтобы устранить протекание крыши, необходимо произвести ряд действий: удалить старый материал, подготовить поверхность, установить новое покрытие и т.д.
Таким образом, после этапа систематизации следует этап учета. И тогда получается, что ответственное лицо фиксирует в отчетном документе не услугу «Чистка крыши – 1шт.», а конкретную работу в ее максимально подробном изложении, где помимо вида услуги указываются и объект работы, и тип работы, и стоимость, и время исполнения, и конкретный исполнитель и т.д. И тогда, если правильно учесть то, что сделано, то планирование станет незаменимым помощником в дальнейшей деятельности компании.
Итак, система управления строительной организацией дает возможность:
- планировать натуральные показатели (штуки, метры, кв. метры и т.д.),
- рассчитывать затраты в часах и рублях
- использовать внутренний прайс-лист для расчета зарплаты
- увязывать работы по проекту с наличием материалов и комплектующих
- привязывать к проекту проектную документацию, сертификаты на материалы и работы.
- анализировать работы по проекту, как по разделам проекта, так и по группам услуг, бригадам и специалистам и пр.
Предлагаем вашему вниманию краткую видео-демонстрацию подсистемы «Управление строительством» модульной системы управления «Рули24».
Используйте возможность бесплатного использования системы в течение 14ти-дневного льготного периода и управляйте строительными проектами легко и с интересом! Свяжитесь с нами по телефону 8 800 500 90 48 или по скайпу -Рули24 для получения подробной онлайн презентации всех возможностей системы.