Найти в Дзене
zzz

Отвечаем на вопрос - "что должен уметь ребенок в 1 год?"

Оглавление

Первый в жизни день рождения — отличный повод для небольшой передышки и подведения итогов. По истечении 12 месяцев мамы и папы стали свидетелями чудесного превращения принесенного из роддома кричащего свертка в самостоятельного человечка, обзаведшегося собственными привычками и характером. За этот период покинувший утробу матери младенец успел освоиться в огромном мире и подготовиться к следующему этапу, связанному с изменением мировоззрения и усовершенствованием навыка ориентирования в окружающей обстановке. До следующего дня рождения ребенок будет сфокусирован на развитии двух важнейших навыков: умении передвигаться и говорить.

фото o-krohe.ru
фото o-krohe.ru

С каждым годом увеличивается количество родителей, оценивающих физическое здоровье малыша с позиции стабильности развития. Добавившиеся сантиметры и килограммы при этом отходят на второй план. Вследствие этого довольно часто у опекающих отпрыска взрослых возникает вопрос: «Что должен уметь ребенок в 1 год?»

Психологические особенности

Годовалый возраст ассоциируется с периодом активного психологического развития. Ближайшие родственники фиксируют всплеск тяги к исследованию и познанию. Помимо этого, именно в эти дни родители сталкиваются с проявлениями первых психологических кризисов. Объясняются они довольно просто: кроха открывает собственное «Я» и воспринимает себя в качестве отдельного (не связанного с матерью) существа. Ситуация усугубляется тем, что психологические знания преобладают над физическими возможностями.

В некоторых случаях процесс закрепления нового для ребенка навыка может сопровождаться сбоями в поведении, выражающимися в капризности и раздражительности. Случающиеся в данный период истерики должны восприниматься как типичные для годовалого возраста явления. В такие моменты дети особенно остро нуждаются в нежности, ласке и добрых словах. Увеличение количества желаний подталкивает кроху к применению единственного доступного способа их удовлетворения. Ограниченный словарный запас препятствует полноценному общению, из-за чего и возникают определенные трудности.

Двигательные навыки

фото 7lestnic.com
фото 7lestnic.com

Нетерпеливым родителям, желающим обучить кроху всему и сразу, следует ознакомиться с перечнем того, что должен уметь ребенок в 1 год. Спектр подвластных малышу действий в этот период уже довольно широк. В него вошли:

ходьба с опорой на одну руку (карапуз может держаться за одного из родителей, перила, стену и т.д.);

осуществление первых самостоятельных шагов без поддержки с возможностью преодоления 3-5 метров;

бег (сохраняется необходимость удержания взрослого за руку);

выполнение наклонов, выпрямлений, приседаний (наклонам может сопутствовать упор головы в пол и ожидание реакции от окружающих);

пребывание в стоячем положении без опоры;

подъем приставным шагом на лестницу детской горки (при помощи взрослого);

сползание по наклонной поверхности и влезание на нее;

подползание под препятствие;

подражание знакомым движениям, выполняемым взрослыми или ровесниками (хлопки, стук, встряхивание и т.п.);

вскарабкивание на стулья, кресла, диваны и спускание на пол;

плавание в ванной, сопровождаемое опусканием головы под воду и совершением движений ногами и руками.

Нюансы эмоционально-социального развития

Годовалый карапуз может быть недоволен резким тоном взрослого. Аналогичная реакция наблюдается на слово «нельзя» и неспособность выполнить желаемое действие. Появление незнакомого человека может насторожить малыша и заставить его заплакать, в то время как приход родственника вызовет радость. В возрасте одного года ребенок не должен быть безучастным к играм и заводным игрушкам. Игровая деятельность и снимок близкого человека озаряют лицо крохи улыбкой. Переступившие годовалый порог дети с удовольствием копируют мимику и жесты сверстников и окружающих их взрослых. Вопросительное выражение появляется при попадании в незнакомые ситуации и иных затруднениях. Иллюстрации в книгах вызывают у дошкольника интерес. Песни и музыка могут подтолкнуть малыша к прыжкам, пению или задумчивости.

Бытовые навыки

фото razvitie-krohi.ru
фото razvitie-krohi.ru

Ребенок, преодолевший годовалый возрастной рубеж, демонстрирует следующие навыки:

распознавания предметов собственного гардероба, предполагающие возможность выбора той или иной вещи;

поднимания ноги или руки при одевании/раздевании (после просьбы взрослого);

пользования чашкой (при ее удерживании руками);

неумелого оперирования ложкой;

откусывания и пережевывания твердой пищи (хлеба, печенья, фруктов и т.д.);

протягивания рук к воде в процессе умывания, по окончании которого малыш пытается вытереться полотенцем;

выражения недовольства при нарушении опрятности (возникновение желания сходить на горшок заставляет кроху издавать характерные звуки).

Речевое развитие

фото onethree.ru
фото onethree.ru

Активный словарный запас зачастую ограничен 8-12 словами. Произнесение облегченных вариантов слов сопровождает ответ на вопрос «Кто это?» Помимо этого, наблюдается правильная словесная реакция на действия и предметы, которые ребенок называет самостоятельно. Особое внимание малыш уделяет подражанию, будь то понятные слова окружающих или знакомые звуки. Кроха старается воспроизвести интонации песенок, изобразить плач или смех и продемонстрировать издаваемые животными крики. В этот период малыши также могут «говорить» по телефону. Кроме того фиксируется стойкий интерес к новым словам. В процессе повторения ребенок стремится к соблюдению ритмических и интонационных особенностей.

Пассивный словарный запас более обширен. Понимание речи способствует существенному расширению возможностей годовалого малыша. Наблюдается подчинение словам «можно» и «нельзя», а также выполнение определенных просьб («открой/закрой», «отнеси», «положи», «отдай» и т.д.). Карапуз охотно возится с игрушками, попутно выполняя пожелания взрослых (катает машинку, пинает ногой мяч, «кормит» игрушку и т.п.). Малыш способен отличить кубик от юлы, мишку от куклы. Ему известны имена родственников, вследствие чего при обращении к присутствующему ребенок смотрит в его сторону. Дошкольник уверенно указывает на интересующую взрослого игрушку и называет известные ему предметы, подкрепляя слова жестами.

Словосочетание «до свидания» ассоциируется у крохи со взмахом руки. Прощальный жест воспроизводится уместно (когда уходит сам малыш либо кто-то другой). При встрече ребенок пожимает руку прибывшего. Один из наиболее умилительных навыков связан с умением посылать воздушные поцелуи. Столь нехитрым образом малыш демонстрирует благосклонность к понравившемуся ему человеку.

Из активных действий, следующих за просьбой родителей, родственников или знакомых, можно отметить игру в «ладушки», разведение рук на слово «нет», воспроизведение движений других людей, «вытирание» носа платком и «вытирание» лица полотенцем. Также малыш может при необходимости прятаться в ходе игры и показывать то, чем заняты в текущий момент присутствующие.

Познавательное развитие

фото VitaMarg.com
фото VitaMarg.com

Малыши 12 месяцев и старше должны уметь снимать и нанизывать на стержень пирамиды 3-4 кольца, оснащенных широким отверстием. В этом возрасте детям вполне по силам открывание и закрывание крышек, установление одного кубика на другой и т.д. В ходе игры со знакомой куклой (мишкой, зайчиком) ребенок без труда выполняет такие действия, как кормление, причесывание и т.п. Помимо этого фиксируются повторения движений игрового характера, выполняемые сверстниками (похлопывания, поглаживания, пересыпания). Также кроха пытается проследить направление движения катящегося мяча и передвинуть игрушку на колесах. Особый интерес у карапуза вызывают окружающие предметы, позволяющие развить и закрепить полезные в быту навыки. В этот список вошли закрывающиеся/открывающиеся двери, радио и телевизор, предполагающие возможность переключения каналов, а также столы с тумбами, позволяющие выдвигать и задвигать ящики.

Усложняются игры. Маленькие экспериментаторы пытаются разделять предметы на составные части. Неудачные попытки заканчиваются бросанием игрушек на пол. Дети уверены, что после такого действия находящаяся в руках вещь развалится на отдельные кусочки.

Совершенствуются слух и зрение. Малыши начинают различать мелкие предметы и лучше видят вдаль. Что немаловажно, оттачивается способность «объемного» восприятия объектов и оценивания расстояния до них.

Советы родителям

фото o-krohe.ru
фото o-krohe.ru

Полноценное развитие всех органов чувств невозможно без смены впечатлений. Дети в возрасте одного года предпринимают попытки удержания в руке карандашей и ручек. Рисование может стать одним из наиболее увлекательных для малыша занятий. Именно в этот период обои и подвернувшиеся листы бумаги дошкольник стремится испещрить одному ему понятными каракулями. Преобладающая часть малышей не остается равнодушной к чтению книг и рассматриванию картинок.

Уникальный по степени усвоения материала период должен быть использован с максимальной эффективностью. Родители обязаны поощрять проявления самостоятельности со стороны дошкольника. Карапуз может предпринимать попытки в части перемешивания еды, подметания, мытья посуды и т.д. Его знакомство с окружающим миром распространяется во многие сферы деятельности, будь то разговор по телефону, прослушивание музыки или включение лампочки. Многократно повторяющиеся действия запускают процесс анализа. Таким образом кроха пытается понять принципы работы привычных для взрослых предметов. Отказывать ребенку в столь нехитрых удовольствиях не следует.

Готовый к обучению малыш лучше всего усваивает информацию, подаваемую в игровой форме. В этот период родители могут посвятить время освоению новых разновидностей творчества: аппликации, лепке, рисованию красками и мелками. Совместно проведенные подобным образом часы способствуют развитию мелкой моторики рук. Последняя, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Общение с ребенком должно проходить на понятном языке. Употребление ласкательно-уменьшительных терминов желательно свести к минимуму. Сюсюканье вводит детей в заблуждение, вследствие чего они начинают говорить на так называемом «детском» языке.

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!