Найти тему

Реверс авиадвигатея. Может ли самолёт обойтись без него. И какие бывают типы.

С момента создания быстрых самолётов, в частности реактивных, всегда стояла проблема их безопасной и быстрой остановки (без выкатывания за пределы ВПП Взлётно - посадочной полосы). В первых реактивных лайнерах по примеру Советского Ту-104, система торможения предусматривала выпуск одновременно трёх парашютов которые гасили скорость пробега и останавливали лайнер. Такая система была крайне не надежна (были возможные отрыва парашютов), а так же система была громоздкая (необходимо было создать отсек для хранения парашютов, а так же после каждой посадки необходимо была повторная заправка этого тормозного механизма.

Создание и разновидность реверсивных установок уходит корнями в 30-40 года прошлого столетия когда ещё на винтовых двухмоторных самолётах типа Boeing 247 и Douglas DC -2, использовалась система поворота вращающихся лопаток, что создавало обратные поток к передней части самолёта и замедляла его.

Основная концепция реверса авиадвигателя, это пресечение прохождения струи воздуха через двигатель, и часть его возвращается в переднюю часть лайнера, тем самым обеспечивая его сопротивление с атмосферным воздухом с возможностью последующего гашения скорости.

Первые и самые популярные системы реверса применялись на самолётах Boeing 727 и Ту-154, где задняя часть двигателя была представлена в виде двух или более лопаток, которые в нормальном состоянии открыты, т.е. являются продолжением двигателя и полностью выпускаю струю воздуха при полной тяге двигателя. Во время торможения (использования реверса) лопатки перекрывают сквозной проход воздуха, и частично воздушная масса начинает выдувать в обратном направлении, что в купе с тормозным усилием шасси, делает возможной остановку самолёта.

Двигатель НК-8У Ту-154 (положение ревреср)
Двигатель НК-8У Ту-154 (положение ревреср)
Ту-154 пробег (двигатели в положении реверс)
Ту-154 пробег (двигатели в положении реверс)

На более новых моделях типа Airbus 320 или Boeing 737, система усовершенствована, т.е. в середине силовых установок предусмотрены лопатки, которые во время включения реверса перекрывают холодную части воздуха тем самым снижая скорость лайнера на пробеге.

Airbus 320 (двигатель в режиме реверс - лопатки перекрывают холодную часть)
Airbus 320 (двигатель в режиме реверс - лопатки перекрывают холодную часть)

Многие задаются вопросом может ли самолёт совершить посадку без реверса? Может, но при определённых условиях: лайнер загружен не максимально, у экипажа существует достаточный профессионализм, что бы совершить касание в 10-15 метрах от торца полосы, погодные условия позволяют выполнить такой маневр, на ВПП отсутствую препятствия для такой посадки в виде наледи или скопившихся остатков воды, длинна полосы должна быть не менее 2500 м. Так же такой манёвр может осуществляться в рамках аварийной посадки!

На сегодняшний день 90% гражданских лайнеров, оборудованы реверсивной системой тяги , за исключением некоторых винтовых и спортивных самолётов.

Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.

Другие публикации по теме:

Пилот или оператор пульта управление. Современный взгляд на профессию!
Самая безопасная авиакомпания в мире!
Стоит ли боятся ухода на второй круг?
Стоит ли боятся летать на самолёте?
Почему в пассажирский самолётах нет парашютов?