С момента создания быстрых самолётов, в частности реактивных, всегда стояла проблема их безопасной и быстрой остановки (без выкатывания за пределы ВПП Взлётно - посадочной полосы). В первых реактивных лайнерах по примеру Советского Ту-104, система торможения предусматривала выпуск одновременно трёх парашютов которые гасили скорость пробега и останавливали лайнер. Такая система была крайне не надежна (были возможные отрыва парашютов), а так же система была громоздкая (необходимо было создать отсек для хранения парашютов, а так же после каждой посадки необходимо была повторная заправка этого тормозного механизма.
Создание и разновидность реверсивных установок уходит корнями в 30-40 года прошлого столетия когда ещё на винтовых двухмоторных самолётах типа Boeing 247 и Douglas DC -2, использовалась система поворота вращающихся лопаток, что создавало обратные поток к передней части самолёта и замедляла его.
Основная концепция реверса авиадвигателя, это пресечение прохождения струи воздуха через двигатель, и часть его возвращается в переднюю часть лайнера, тем самым обеспечивая его сопротивление с атмосферным воздухом с возможностью последующего гашения скорости.
Первые и самые популярные системы реверса применялись на самолётах Boeing 727 и Ту-154, где задняя часть двигателя была представлена в виде двух или более лопаток, которые в нормальном состоянии открыты, т.е. являются продолжением двигателя и полностью выпускаю струю воздуха при полной тяге двигателя. Во время торможения (использования реверса) лопатки перекрывают сквозной проход воздуха, и частично воздушная масса начинает выдувать в обратном направлении, что в купе с тормозным усилием шасси, делает возможной остановку самолёта.
На более новых моделях типа Airbus 320 или Boeing 737, система усовершенствована, т.е. в середине силовых установок предусмотрены лопатки, которые во время включения реверса перекрывают холодную части воздуха тем самым снижая скорость лайнера на пробеге.
Многие задаются вопросом может ли самолёт совершить посадку без реверса? Может, но при определённых условиях: лайнер загружен не максимально, у экипажа существует достаточный профессионализм, что бы совершить касание в 10-15 метрах от торца полосы, погодные условия позволяют выполнить такой маневр, на ВПП отсутствую препятствия для такой посадки в виде наледи или скопившихся остатков воды, длинна полосы должна быть не менее 2500 м. Так же такой манёвр может осуществляться в рамках аварийной посадки!
На сегодняшний день 90% гражданских лайнеров, оборудованы реверсивной системой тяги , за исключением некоторых винтовых и спортивных самолётов.
Если публикация оказалась полезной ставьте "лайки" пишите комментарии и подписывайтесь на канал.
Другие публикации по теме:
Пилот или оператор пульта управление. Современный взгляд на профессию!
Самая безопасная авиакомпания в мире!
Стоит ли боятся ухода на второй круг?
Стоит ли боятся летать на самолёте?
Почему в пассажирский самолётах нет парашютов?