Мари - Анна Колло - "ученица великого Фальконе" - и всё? Но замечательный скульптор потому и пригласил её в Россию, что девушка УЖЕ успела сделать себе имя. Вопреки всем современным теориям о "наследственности и влиянии семьи". Дочь алкоголика, который ею совсем не интересовался. Живи, как можешь...
И четырнадцатилетняя Мари отправилась совсем не туда, куда её товарки по несчастью. Явилась в ближайшую скульптурную мастерскую. Учиться. Первые свои работы, замеченные профессионалами, она создала... в 15 лет!
Вот одна из вещей её раннего периода - портрет Дидро:
Значит, не собиралась становиться узким специалистом, ремесленником, и читала Дидро?! Не самое лёгкое чтение и для современного подростка.
Когда Этьен - Морис Фальконе прибыл в Петербург с восемнадцатилетней ученицей, это отнесли на счёт "французских нравов". А легко ли было поверить, что девица "обладает талантом делать портреты"? Но как же быстро заткнулись злые языки! Потому, что портреты последовали один за другим - и все они ныне хранятся в Эрмитаже. И в загородной царской резиденции - в Гатчине.
Вот один из портретов императрицы:
Ничего от классических образцов - ни мантии, ни лавров, ни монаршего благоволения во взоре. Перед нами просто умная женщина.
А вот Вольтер. Ещё не такой язвительный, каким его изображали позже, но уже видящий людей насквозь. Достойны сожаления - и насмешки:
А глядя на бюст короля Генриха, пожалуй, вспомнишь озорную песенку "Жил - был Анри Четвёртый - он славный был король"... И опять же - прежде всего - славный человек. Обаятельный:
Интересно, что этот портрет Павел Первый поставил у своего кабинета: он так хотел быть обаятельным! Но не получалось. Вот Павел, изображённый Мари Анной:
Портрет дочери английского посла.
Ещё одна девочка из Петербурга:
Трудно сказать, какая из работ этого периода самая удачная. Пожалуй - портрет учителя. Это же - объяснение в любви! Неужели Фальконе мог этого не понять?!
Парижский озорной мальчишка, повзрослевший Гаврош...
Но сам мастер считал лучшей работой своей ученицы - голову Медного всадника.
Памятник был почти готов, но Фальконе приходил в отчаяние: лицо! Несколько раз переделывал, ориентируясь на прижизненные портреты Петра - и убеждался, что Пётр - неуловим. На поздних портретах он просто откровенно усталый- но в порывистом монументе неуместна усталая мудрость...
И Марианна, тайком от учителя, принялась за работу сама. Решила, что здесь надо ориентироваться не столько на портреты, сколько на характер - современники ещё живы, предания хранят и записывают!
Работа была принята с восторгом.
Если сравнивать с окончательным вариантом - правка заметна, Фальконе всё же прошёлся рукой мастера, но не испортил. И не стал скрывать авторства мадемуазель Колло.
Здесь никому не пришло бы в голову усомниться: Марианна уже несколько лет была членом Академии художеств - по рекомендации самой императрицы.
А дальше - история загадочная, достойная романа: Марианна выходит замуж за сына Фальконе, Пьера. Не прожили и двух лет - добилась развода. Почему - можем только фантазировать. Весьма посредственный художник, которому не помогла и слава отца - вот и всё, что мы о нём знаем. Да ещё официальная жалоба Марианны на "жестокое обращение".
А единственный несомненный портрет Пьера вот:
Ему здесь три года. Это любящий отец увековечил многообещающего сынишку.
Но теперь Марианна официально считалась родственницей своего учителя - сноха! Мать его внучки!
И вернулась к нему - ведь Фальконе был частично парализован. Уход за ним она не доверила бы никому. Творец, женатый только на своей музе, успел - таки стать любящим дедушкой.
Осталась ли Марианна Колло в тени своего великого учителя? Судите сами.