Современная авиация, казалось бы, подчинила себе весь земной шар. «Железные птицы» бороздят воздушные просторы над морями и континентами, включая Антарктиду, а пассажиры легко могут попасть на другой конец земного шара меньше, чем за сутки.
Но есть на нашей планете такие регионы, над которыми по-прежнему не летают пассажирские лайнеры. Например, над Тихим океаном. Казалось бы, чего проще, чем преодолеть расстояние между Токио и Сан-Франциско или Сиднеем и столицей Бразилии по прямой?
Расход топлива на кратчайшем расстоянии между двумя точками минимальный, стоимость билетов ниже, да и время полета гораздо меньше, однако по соображениям безопасности лайнеры летают зигзагами. Согласно требованиям авиационного норматива ETOPS в каждом конкретном случае маршрут составляется с учетом расположения ближайших аэропортов на пути следования, чтобы в случае возникновения внештатной ситуации борт смог экстренно приземлиться. Это делается для минимизации рисков авиакатастроф и повышения авторитета конкретного перевозчика, ведь безопасность пассажиров – одно из приоритетных направлений работы каждой уважающей себя авиакомпании.
Единственным практикуемым вариантом на сегодняшний день является полномасштабный перелет над акваторией Тихого океана через Гавайские острова, где находится запасной аэропорт Гонолулу.
А вот над Гималаями трансмагистральные перелеты не совершаются ни при каких условиях. Трансфер над самой высокой горной системой в мире категорически запрещен.
Дело в том, что, несмотря на «запас» почти в 4000 метров (высота полета в среднем составляет 10 км, а Гималаи возвышаются на 6 км без учета Эвереста и нескольких других 8-тысячников), у пилотов при возникновении аварийной ситуации на борту, просто не будет возможности снизиться до «безопасных» 3000 метров за 20 минут. А именно эти нормативы необходимо соблюсти при разгерметизации салона, чтобы пассажиры смогли дышать самостоятельно после окончания ресурса кислородной маски.
В Гималаях снижаться некуда, даже если свернуть в сторону. Кроме того, в горах очень активны воздушные потоки, которые бы обеспечили лайнерам мощнейшую турбулентность, заставляющую пассажиров трястись и испытывать страх на борту несколько часов подряд.
Современные авиамаршруты прокладывают южнее Гималаев над Индией. Совершать перелеты над Гималаями позволительно лишь суперсовременным маневренным экскурсионным лайнерам.