Тему списывания я начала в посте "Про списывание".
Вспомнился вузовский преподаватель, который боролся со списыванием неожиданным образом. Он вообще был неординарной личностью. Про его крайне нестандартную борьбу за ведение конспектов его лекций я писала в "Про ведение тетрадей".
Так вот.
Этот преподаватель, назовем его, допустим, Петр Петрович, обладал очень плохим зрением. Про любого другого человека я бы сказала - страдал отсутствием зрения. А вот Петр Петрович не страдал, судя по его поступкам.
С плохим зрением бороться со списыванием сложно. Но только не Петру Петровичу.
Он разработал технологию сдачи/приема экзаменов: готовиться к ответу студент за столом не может, только у доски. При этом студент должен одну, нерабочую руку держать исключительно за спиной, а вторую, рабочую - не опускать от доски. Любое нарушение - неуд.
Даже в таких драконовских условиях студенты научились списывать.
Вкратце суть была в том, что загодя под доску клались учебники или конспекты. А сами студенты приходили на экзамен босиком и листали конспекты пальцами ноги.