Не успев стать мейнстримом, «зеленое» строительство в последние несколько лет потеряло в России всякую популярность. Это, казалось бы, парадоксально – на западе эко-девелопмент традиционно считается одним из способов сэкономить. «Московская перспектива» разобралась, что тормозит green development в России
Зеленая декада
В этом году исполняется десять лет, как в стране был объявлен курс на энергоэффективность: в 2009 году на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев определил энергосбережение одной из важнейших государственных задач. Был, к примеру, принят федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», по которому, в частности, застройщики должны устанавливать в новостройках счетчики тепла, чтобы потребитель мог платить по факту оказания коммунальщиками их услуг, а не исходя из площади помещения. Зарубежный опыт показывает, что использование таких приборов и поквартирный учет сокращают энергозатраты на 20%. Однако в 2019 году Минстрой выступил за отмену обязательных счетчиков, объясняя это сложными расчетами, по которым уменьшение температуры в одной из квартир ведет к более высокому потреблению у соседей.
Также после инициативы Дмитрия Медведева был сформировано НП «Содействие устойчивому развитию архитектуры и строительства – «Совет по «зеленому» строительству», чьей задачей стала разработка Национальной системы сертификации экоустойчивых зданий.
Союз архитекторов России совместно с НП «Совет по «зеленому» строительству» разработали и зарегистрировали в РОССТАНДАРТЕ в 2013г. Систему добровольной сертификации «Оценка экоустойчивости среды обитания зданий и сооружений». По этой системе оцениваются такие параметры как ресурсоэффективность, функциональность, энергоэффективность, экологичность и местоположение. Всего было сертифицировано около 150 зданий. Также, есть отечественные системы сертификации «Зеленые стандарты» и система «зеленой» сертификации НОСТРОЯ.
В 2019 году Росстандарт утвердил первые национальные «Зеленые стандарты», разработанные на базе МГСУ - на которые могут опираться российские застройщики. По мнению соучредителя Совета по экологическому строительству (RuGBC) Алексея Полякова, нормативы позволят скоординировать видение энтузиастов и прочтение чиновников, что раньше было затруднительно – прежде у нас в основном использовали международные стандарты, не адоптированные под национальные нормы, правила и ГОСТы.
При всем этом по западным стандартам LEED и BREEAM у нас сегодня сертифицировано, согласно данным компании HPBS, чуть более 150 зданий.
«Устойчивый» мир
Если рассматривать зарубежный опыт «зеленого» строительства, то во многих странах принцип экоустойчивости сейчас становится едва ли не базовым. В США сертифицированы по национальному стандарту LEED более 100 тысяч домов. Они экологичны и энергоэффективны.
По британскому стандарту BREEAM сертифицировано 2,3 млн зданий в разных странах мира (большая часть из них – в самой Великобритании).
По словам исполнительного директора департамента управления проектами и контроля строительства Colliers International Амель Джерруди, «зеленое» строительство дороже на 10-20%, преимущественно за счет стоимости инженерного оборудования. «Если есть сертификат BREAM Excellent, то удорожания выше 20%», - добавляет она. В свою очередь, директор отдела управления проектами строительства и внутренней отделки помещений СBRE Павел Якимчук рассказывает, что «по опыту CBRE при правильной и своевременной организации сертификации, удорожание составляет менее 1%, а для проектов сертифицирующихся по стандарту BREEAM in use на уровень GOOD или даже Very Good может составлять менее 0,1% от стоимости.
Эффект «зеленых» технологий, применяемых в этих зданиях, - 20 – 30% экономия расходов на электричество и тепло. Очень важным параметром является долговечность зданий, которая достигается качеством проектирования и строительства и проверяется во времени – на протяжении всего жизненного цикла существования.
Согласно данным последнего доклада Всемирного совета по экологическому строительству, сертифицированная по «зеленым» стандартам Детская больница Акрона» в Огайо позволяет экономить более $900 тыс. в год. «Зеленые» технологии – экологичные материалы, гуманистический подход к проектированию, как правило, позитивно влияют на самочувствие и самоощущение людей, и, в конечном итоге, дает экономический эффект для бизнеса.
Число пропусков в новом офисе компании Cundall в Великобритании сократилось более чем на четыре дня на человека в год (58%), а текучка кадров сократилась на 27%. В совокупности эти два результата позволили сэкономить около $280 тыс. в год. В штаб-квартире Sherwin-William Centro-America в Сальвадоре наблюдалось 68%-ное снижение зарегистрированных респираторных заболеваний и 64%-ное снижение зарегистрированных аллергических проблем. Кроме того, после переезда в новое здание на 44% сократилось число поргулов сотрудниками. Годовая экономия Sherwin-Williams составила благодаря этому $85 тыс. в год.
Извлекают пользу и девелоперы жилья. Компания Henderson Land Development в Гонконге, строящая экодома, реализует их на 40% дороже, чем конкуренты без «зеленых» сертификатов. Павел Якимчука из CBRE, ссылаясь на отчет World green building council, указывает, что рыночная стоимость сертифицированных зданий может увеличиваться до 30%.
Российские реалии
По словам председателя Совета по экоустойчивой архитектуре Союза архитекторов России Александра Ремизова, общество, как наше, так и западное побуждает вовлекаться в «зеленое» движение лишь необходимость. В России к примеру, по стандартам, принятым МОК и FIFA, все объекты, на которых проходят олимпийские соревнования и мундиали, должны соответствовать стандартам BREEAM. Поэтому у нас сертифицированы сочинские стадионы, принимавшие спортсменов в 2014 году и футбольные стадионы, на которых проходили матчи в рамках прошлогоднего футбольного Чемпионата мира.
Кроме того, со своим уставом в Россию приходят западные компании. Французская L’Oréal построила в 2010 году «зеленое» производство в Калужской области, сертифицирован и офис компании JLL, IKEA - сертифицируют все (а Decathlon - многие) свои новые торговые центры по стандарту BREEAM.
Впрочем, есть и сугубо российские проекты. Жилье в «Сколково» сертифицировано по стандарту LEED, склады «Южные врата» от Radius Group имеют сразу две международные сертификации - BREEAM и LEED. Петербургский «Триумф парк» - самый большой ЖК в Европе, сертифицированный по BREEAM, а «Лахта центр» - самый высокий в Европе небоскреб, соответствует LEED.
Однако на фоне современных масштабов российского строительства вряд ли можно говорить о массовости применения зеленых технологий.
«К сожалению, ряд факторов в России (погода , экология и т.д. ) не всегда позволяет воплощать полностью инновации и технологии зеленого строительства – в результате инвестор неохотно тратит на это направление много денег, и, соответственно, покупатель не готов платить за современные тренды больше денег по сравнению с классическим объектом», - указывает Амель Джерруди.
По словам Алексея Полякова из Совета по экологическому строительству, среди причин – нежелание нести дополнительные расходы на проектирование, технологии, сертификацию, эксплуатацию. «У наших застройщиков нет понимания стоимости жизненного цикла, - сетует Поляков. - О том, что дешевое строительство предполагает дорогую эксплуатацию, у нас никто не задумывается. Кроме того, в кризисы есть другие задачи, воспринимаемые как главные. На первый план выходят традиционные приоритеты - цена и расположение, но не здоровье, комфорт, стоимость эксплуатации».
Соглашается с ним Александр Ремизов: «Наш подход к строительству – извлечение максимальной ренты из каждого квадратного метра. Чтобы ситуация изменилась, нам нужно менять систему проектирования в строительстве на параметрическую. То есть с настраиваемыми параметрами. К примеру, задается параметр – дом, не потребляющий энергию от углеродных источников. Эта цель предполагает определенные расходы на стадии строительства, которые потом компенсируются на стадии эксплуатации. Но кто у нас задумывается об эксплуатации? У нас принято, что строят одни, эксплуатацией занимаются другие. В такой ситуации единственный вариант для застройщика работать не на долгосрочную перспективу, а стараться извлекать прибыль в моменте», - считает он, и рассказывает о германском опыте: когда произошло объединение страны, выяснилось, что в Восточной Германии с энергоэффективностью зданий очень плохо. Исправляли ситуацию с помощью масштабных федеральных программ – девелоперы, которые проводили реновацию зданий эпохи социализма, получили их в управление на 25 лет, и, таким образом, смогли оправдать свои вложения.
По мнению застройщиков, у нас не готовы к экоустойчивости прежде всего сами покупатели: «Продавать зеленую сертификацию просто как красивый фантик – бессмысленно. Прекрасно реагирует покупатель на тезис о потенциальной экономии на коммунальных платежах. Такие аргументы не станут решающими при принятии решения о покупке, однако с помощью них можно существенно подогреть «тёплого» уже клиента, который уже «влюблён» в ваш объект», - отмечает Мария Могилевцева-Головина, директор по продукту «Сити-XXI век».
По словам эксперта, эко-ориентированных, заботящихся о своем экологическом «следе» и осознанном потреблении покупателей на рынке на сегодняшний момент не более 1%. «Для нас, москвичей, это по-прежнему диковинка и кажется нереальным, - отмечает Мария Могилевцева-Головина. - Однако по принципу осознанного потребления и эко-ориентированности на западе живут уже целые города: эта идея находится в их ДНК, и ее там даже не нужно никому «продавать» - энергоэффективное жильё – стандарт, и никому не нужно не-энергоэффективное. Так живет и так строит, например, вся агромерация Ванкувер-Сиэттл».
Сама компания «Сити-XXI век» в Москве сегодня – едва ли не единственный застройщик, который стремится внедрять «зеленые» технологии: по стандарту BREEAM предполагается сертифицировать премиальный апарт-комплекс HILL8 на проспекте Мира, а также несколько подмосковных «миниполисов», которые компания строит в разных районах области.
Несколько лет назад о сертификации по системе LEED думали в компании Barkli, проектируя комплекс «Баркли парк» в районе Екатерининского парка, однако в итоге сертификат так и не получили. Девелопер столкнулся с тем, что одним из главных условий LEED является необходимость работы с рекомендованными подрядчиками: закупать бетон, арматуру и прочие стройматериалы строго по требованиям американцев. При этом необходимым оказалось начать сертификацию на стадии проектирования. Также выяснилось, что стандарты LEED не адаптированы под российские СНиПы.
Союз архитекторов России совместно с НП «Совет по «зеленому» строительству» разработали и зарегистрировали в РОССТАНДАРТЕ в 2013 г. систему добровольной сертификации «Оценка экоустойчивости среды обитания зданий и сооружений». По этой системе было сертифицировано более 150 зданий. Также есть отечественные системы сертификации «Зеленые стандарты» и система НОСТРОЯ.
Не исключено, что появление российских зеленых стандартов что-то изменит в отношении к «зеленому» строительству, однако для этого, скорее всего, должно вырасти другое поколение и измениться отношение к строительному делу как таковому: «Студенты, обучающиеся в зарубежных архитектурных и строительных университетах изучают методики подсчета жизненного цикла здания два года, у нас этого вообще нет, - объясняет Александр Ремизов, - Для начала в строительной практике можно было бы принять эту методику и внедрить расчет и оценку жизненного цикла здания, как обязательный на стадии проектирования, что могло бы кардинально изменить отношение к строительству. При рассмотрении затрат на строительство и эксплуатацию зданий на протяжении 25 лет выясняется, что гораздо более экономичным будет энергоэффективное, комфортное, со здоровой средой обитания здание, чем дешевое в строительстве, но неэффективное в эксплуатации сооружение. Самое главное в экоустойчивой архитектуре – это учет всех потребностей человека в здоровой и комфортной среде жизнедеятельности при гармоничном сосуществовании с окружающей средой.