Найти тему

Ответственность консультанта. Три «ошибки» Милана Кубры

Оглавление

Роли и ответственность консультанта

Роль как ответственность - описание органичного множества действий, выполняемых кем-то в рамках процесса достижения цели.
Роль как искусство — игра актёра, имитирующая героя произведения.

( Википедия с моей поправкой)

Роль первая, экспертная. Ошибка первая

Милан Кубра в своей книге «Управленческое консультирование» классифицирует поведенческие роли консультанта как (1) ресурсную / экспертную и (2) процессную.

С определением роли он связывает «методы интервенции» используемые в консультировании. Соответственно экспертной роли консультант оказывает «помощь клиенту в самостоятельном решении проблем». Позвольте, а если консультант сам беспомощен? Кто ответит за «утраченные иллюзии»? Пушкин?

Особенность национальной российской языковой семантики заключается в том, что помощь в самостоятельном решении – это оксюморон! В результате такого дискурса в отечественной практике некоторые консалтинговые услуги свелись к «даче советов» и «несбыче мечт» клиента.

Консультант – эксперт обязан нести ответственность за эффективность проектных этапов анализа (диагностики бизнеса) и дизайна (проектирования). Формирование оптимального Решения – вот каков должен быть концепт деятельности консультанта – эксперта.

Роль вторая, процессная. Ошибка вторая

«В то время как консультант – эксперт даёт рекомендации относительно того, что следует изменить, консультант-процессник советует, как нужно проводить изменения и помогает клиенту осуществить перемены». (Милан Кубра)

Эдгар Шайн описывает процессное консультирование как «создание таких отношений с клиентом, которое позволяет ему чувствовать, понимать и действовать в соответствии с ходом событий во внутренней и внешней среде организации и улучшать ситуацию в соответствии со своими потребностями». Согласно Шайну, «в основе этой поведенческой модели лежит представление, что клиентам необходимо помогать в использовании превентивного подхода как в диагностике, так и в разрешении проблем, так как только они (клиенты) по-настоящему понимают всю сложность ситуации, и только они знают какие методы окажутся действенны в той культуре, которая существует у них в организации. А если бы клиент всё знал и понимал, ему и консалтинг был не нужен!

«Любой консультационный проект предполагает определённую степень сотрудничества с клиентом, а процессный подход - это отношения сотрудничества в чистом виде.» (М. Кубра)

И в этой сентенции, нет ни слова об ответственности. Как говорят, «женщины любят ушами»; таков же и отечественный клиент, в ракурсе национального консалтинга.

Консультант – процессник обязан нести ответственность за эффективное внедрение: реализацию и сопровождение сформированного Решения. Процессы организационные и обучения персонала также входят в зону его ответственности.

Роли или амплуа. Ошибка третья

М. Кубра уточняет содержание деятельности консультанта в ракурсе «степень активности в процессе принятия решений» На наш взгляд, он и/или переводчик путаются в понятиях роли и амплуа. Роль - это ответственность, а амплуа консультанта соответствует его компетенции. Амплуа по Кубре:

  • Отражатель;
  • Специалист по процессу;
  • Искатель фактов;
  • Определитель альтернатив;
  • Участник в решении проблем;
  • Инструктор и учитель;
  • Технический эксперт;
  • Пропагандист.

При этом Кубра различает директивный и недирективный стиль.

Раскрытие автором амплуа из вышеприведённого перечня соответствует концепции: «мы за всё хорошее». Для подтверждения этого и демонстрации нашего подхода, рассмотрим некоторые амплуа (компетенции):

  • отражателя: «побуждать клиента к обдумыванию и принятию решений, задавая наводящие вопросы, проясняющую, корректирующие сложившуюся ситуацию». На наш взгляд, содержание этой компетенции следовало бы определить так: обозначение нежелательных явлений в бизнесе каузальный анализ;
  • специалиста по процессу: «консультант сосредоточивает своё внимание на межличностных и межгрупповых взаимодействиях, влияющих на принятие решений и проведение изменений. Он фокусируется не на том, какие задачи следует решить, а на том, как это сделать». На наш взгляд, содержание этой компетенции следовало бы определить так: выбор эффективной (цели и средства) методологии реализации Решения;
  • искателя фактов: «консультант помогает клиенту, выбирая источники необходимой информации, привлекая клиента к её сбору и изучению…» На наш взгляд, содержанием этой компетенции следовало бы считать сбор и обработку данных, необходимых и достаточных (релевантных), для получения аналитической (способствующей принятию решений) информации;
  • определитель альтернатив: «варианты действий, их экономические и другие аспекты и результаты консультант ищет вместе с клиентом.» На наш взгляд, содержанием этой компетенции следовало бы считать выбор метрики для оценки и измеримых показателей эффективности альтернативных решений;
  • участник в решении проблем: «помощь консультанта подразумевает синэргетический (совместный) подход к решению проблем клиента. Действия консультанта дополняют действия клиента: вместе выясняют проблемы, сообща работают над их осмыслением и предпринимают необходимые для их устранения шаги…» На наш взгляд – это просто «песня»! Содержанием этой компетенции следовало бы считать планирование реализации решения, необходимых организационных изменений, расчёт рисков;
  • инструктор и учитель: «консультант в зависимости от ситуации и потребностей клиента предлагает наиболее эффективный процесс обучения. Он может организовать обучение на основе взаимного обмена опытом сотрудников, а может сам выступить в роли преподавателя». На наш взгляд, содержанием этой компетенции следовало бы считать планирование и проведение обучения новой технологии ключевых пользователей (1), организацию с помощью подготовленных ключевых пользователей процесса обучения конечных пользователей(2);
  • технический эксперт: «использование специальных знаний, умений и профессиональных знаний в целях предоставления услуг клиенту. Директивный стиль управления до полного удовлетворения каким-либо предлагаемым решением…» Просто Песнь песней! На наш взгляд, содержанием этой компетенции следовало бы считать управление проектом, обеспечение продуктивной эксплуатации.