России необходимо быстрее продвигать создание амфибий и воздушных судов безаэродромного базирования, применение которых обеспечит и значительно расширит транспортную доступность всех территорий нашей страны, что особенно актуально в активно осваиваемых регионах Дальнего Востока, Сибири и Арктики. Только таким путём мы обеспечим национальную и экономическую безопасность России.
В этих целях в ЦАГИ в этом году начались весьма интересные работы по созданию экраноплана с шасси на воздушной подушке, позволяющим круглогодичную эксплуатацию по основным направлениям – магистральным рекам, используя водную поверхность и другие удобные площадки с любым покрытием для взлёта и посадки.
Приступив к разработкам, специалисты провели аналитические исследования тактико-технических характеристик подобных экранолётов и из уже существующих выбрали судно на воздушной подушке – речной экраноплан «Ракета-2», предназначенный для перевозки пассажиров и грузов.
Взяв за основу эту разработку, сформировали прототипы экранолётов пассажировместимостью от 20 до 100 человек и учебно-тренировочное судно в двухместном исполнении. Специалисты института выбрали проект 20-местного экраноплана, поскольку этот формат наиболее востребован на удалённых территориях нашего отечества.
Следующим шагом в этом проекте специалистами ЦАГИ было создание экраноплана-амфибии с нагнетаемой воздушной подушкой и маршевыми моторами, который предстояло испытывать в опытном бассейне института и продувать в аэродинамической трубе Т-5.
Испытуемое судно имело крыло малого удлинения с поплавками в виде шайб на концах консолей. Шасси у летательного аппарата конструктивно выполнено с надувными баллонами по обоим бортам, отклоняемым щитком в хвостовой части и передним ограждающим фартуком.
Вот что рассказал об этих экспериментальных исследованиях зам.начальника отделения ФГУП ЦАГИ Ю. Мерзликин:
«В первом случае будут получены аэродинамические характеристики модели летательного аппарата на режимах взлёта—посадки и движения вблизи экрана. Испытания будут проводиться как с действующей нагнетательной установкой, так и без неё, а также с работающими и неработающими движителями. Основным вопросом при исследовании модели в гидроканале является определение её гидродинамического сопротивления при движении по ровной и взволнованной поверхности, а также остойчивость экраноплана со статической воздушной подушкой на воде».
Предполагается, что такой экраноплан обеспечит круглогодичные перевозки по магистральным рекам, поскольку его конструкция с надувным шасси позволяет выполнять взлёт/посадку не только с малоподготовленных площадок с грунтовым покрытием, но и с мелководья, льда и торосов. Предусмотрена разработка вариантов экранолёта для обеспечения экстренной медицинской помощи и выполнения поисково-спасательных работ.
Скорость воздушного судна такого типа в интересах безопасности судоходства должна быть ограничена 200-ми км/час. Фюзеляж летательного аппарата в своём сечении имеет прямоугольную форму, позволяющую размещать пассажиров с комфортом и делает технологию его изготовления достаточно простой. При весе в 10 тонн воздушное судно имеет размах крыла всего 11 метров, с длиною корпуса около 20 метров.