Найти тему
Картины рассказывают...

Жанна Маммен - художница - "хамелеон"

Именно так назвал Жанну Маммен один из исследователей её искусства. Да, работы Жанны Маммен очень разные. На протяжении долгой жизни (1890 — 1976), художница экспериментировала с разными стилями и направлениями живописи и не боялась переходить от одного к другому.

"Без названия" (Автопортрет), 1926
"Без названия" (Автопортрет), 1926

Жанна Маммен родилась в Берлине в 1890 году в богатой семье предпринимателей. В 1901 году её родители по деловым соображениям переехали в Париж, где Жанна наслаждалась беззаботным детством. В 16 лет она поступила в художественную Академию Жюлиана, затем ездила в Брюссель и Рим.

В начале 1910-х годов Маммен увлеклась книжными иллюстрациями, в частности, поэзией и прозой конца века. Художница активно использовала декоративные элементы. Ориентиром в освоении этого жанра для Жанны послужили бельгийские и английские символисты.

"Мужчина и Медуза", 1910
"Мужчина и Медуза", 1910

Огромное влияние на тематику и стиль её ранних работ, по признанию самой Жанны, оказали и работы француза Анри Тулуз-Лотрека. Если посмотреть на работы той поры, то несомненно можно найти что-то общее.

"В кафе", 1929
"В кафе", 1929

В 1916 году Жанна вновь оказалась в Берлине, где в полной мере проявились ее характер и умение противостоять трудностям. Эти годы были отмечены в жизни художницы лишениями и борьбой за выживание. Пытаясь найти работу, Жанна соглашалась на любые заказы, чтобы зарабатывать на жизнь.

"Смерть Пьеро", 1923
"Смерть Пьеро", 1923

Она получила несколько заказов на иллюстрации для обложек журналов мод и вскоре стала постоянным иллюстратором нескольких модных журналов.

Период с 1924 по 1934 годы можно назвать реалистичным периодом в творчестве Маммен. Живопись начала приносить доходы. Работы, выполненные с 1927 по 1933 год, представляют собой вершину её творчества.

"Рыжеволосая", 1930
"Рыжеволосая", 1930

Весной 1933 года Маммен показала свои работы на выставке берлинской «Ассоциации женщин-художников». Тогда же в нацистской прессе появились первые клеветнические нападки на художницу, осуждающие и её манеру изображения, и темы картин. С с 1933 по 1945 годы больше не участвовала в выставках.

Во время войны Жанна отказалась от реалистической манеры письма в знак протеста против концепции искусства, опубликованной нацистами и самой идеологии фашизма, и начала писать в стиле кубизма и экспрессионизма под сильным влиянием Пикассо, которым восхищалась.

"Задыхающийся Ангел", 1939-42
"Задыхающийся Ангел", 1939-42

Только в 1947 году картины, рисунки и скульптуры, которые Маммен создала во время своего «затворничества», были представлены общественности на персональной выставке художницы в галерее Герда Розена.

После войны работы Жанны Маммен становятся все более абстрактными. Ей становится тесно в реалистическом жанре. Художница экспериментирует, ищет новые возможности самовыражения.

"Фата-Моргана"
"Фата-Моргана"

В 1975 году художница написала свою последнюю картину «Обещание зимы». Она подписала дату завершения работы - 6 октября 1975 года. И это удивительно. У Маммен не было привычки подписывать свои картины.

"Обещание зимы", 6 октября 1975
"Обещание зимы", 6 октября 1975

Жанна Маммен умерла 22 апреля 1976 года. Чтобы сохранить мастерскую и наследие художника, её друзья основали «Общество Жанны Маммен», которое существует до сих пор в виде некоммерческой организации.