Найти тему
Руслан Ярханов

О бессистемности системы.

Формула-1 уже давно перестала быть чем-то, куда, как на картодром, по выходным приходят дети аристократии и буржуазии погонять на время. Нет, конечно, пока есть в этом всем люди, не способные привлекать средства не иначе как из карманов богатых пап молодых гонщиков, определенная рудиментарность оставаться будет. И все же, сейчас попадание на высшую ступень автоспортивных соревнований с открытыми колесами требует серьезной подготовки, иначе говоря, прохождения некой системы. И если раньше подобное было скорее исключением и практиковалось, в лучшем случае, одной командой, то сейчас ситуация практически обратная.

Эффективность системы подготовки молодых гонщиков для команд Формулы-1 важна настолько же, насколько любому предприятию важна подготовка кадров перед сменой поколения. Причем, даже не всегда важно, чтоб гонщик остался в команде, иногда выгоднее найти молодого, талантливого, но не очень богатого паренька, за пару лет вырастить его и потом перепродать в богатую команду. Так делал Петер Заубер в начале 2000-х, сначала вырастив, а потом продав в МакЛарен Кими Райкконена, а через год повторив то же самое для Феррари с Филиппе Массой.

Самой эффективной, на мой взгляд, системой обладает (кто бы сомневался?) Ред Булл. За все время их программа поддержки позволила выйти на старт Гран-При 16 пилотам (без учета тех гонщиков, которых программа поддерживала еще до появления в чемпионате команды Ред Булл), из них один стал чемпионом, еще двое выигрывали гонки и еще один приезжал на подиум и еще один с высокой вероятностью также скоро примкнет к их числу.

Однако, в последние два года наблюдаются некоторые сбои в работе этого механизма. Первым звонком был тот факт, что в сезоне прошлого 2018-го года за рулем одного из болидов младшей команды сидел человек, который, мягко говоря, на молодого и перспективного никак не тянул. Больше того, проведя несколько гонок в сезоне предыдущем, Брендон Хартли проигрывал даже напарникам, причем сильно. Чем был обусловлен такой выбор - не совсем ясно. Возможно, просто не было вариантов лучше, хотя это кажется сомнительным, ведь есть Жан-Эрик Вернь, есть Себастьян Буэми, в конце концов, за зиму можно было привести в чувства Квята. Тем не менее, случилось то, что случилось. Брендон откатал полный сезон (что при его результатах было большим успехом), но на новый его продлевать не стали. Стоит заметить, что если бы в Торо Россо в 2019-м году была пара Квят-Хартли, то ситуация со статусом "молодежной" команды приобретала бы поистине комичный и даже немного сатирический характер. Просто довольно тяжело воспринимать команду "молодежной", когда пилотам в ней 24 и 29 лет, соответственно, а в "старшей" команде пилотам 21 и 23 года.

В общем-то, ситуация начала выходить из-под контроля тогда, когда в команде появился молодой пилот с амбициями чемпиона. Когда в 2009-м году Себастьян Феттель пришел в старшую команду, все было готово к тому, чтоб сделать его чемпионом мира. Быстрая машина, работа команды на одного пилота, не слишком талантливый, но покладистый и достаточно опытный напарник. И план сработал. Даже четыре раза сработал. И, скорее всего, работал бы до сих пор, если бы при смене регламента на моторы Рено сделали что-то более внушительное.

Второй раз номер не сработал именно потому, что вместо опытного оруженосца у нового "будущего чемпиона" был амбициозный и более талантливый напарник, а вместо грозной техники то, что находится в вакууме между середняками и топ-командами. Надо сказать, что весь период турбоэры до 2019-го года для команды был сплошным атасом. То главная звезда уходит, то с мотористом договориться не получается, то вторая звезда уходит, а третью готовы с руками оторвать конкуренты. Тут можно плавно подвести черту, что в кризисе молодежной программы Ред Булла косвенно виноват Макс Ферстаппен просто по тому факту, что теперь он - прима, а значит пока он в команде никто статус выше второго пилота не получит. Риккардо пытался как-то с этим бороться, потом, возможно пытался умерить амбиции, как видно, ни то ни другое не вышло, человек просто сбежал. Сайнц просто сразу, поняв, куда дует ветер, смылся в команду, где самоназвано считает себя преемником кумира. И при этом сам Макс ни в чем не виноват, просто не могут на одной территории ужиться два одинаково амбициозных человека, пример Сенны и Проста, Алонсо и Хэмильтона, Росберга и Хэмильтона только подтверждают эту истину.

Подводя итог всему сказанному выше, я могу сказать, что по большому счету, молодежная программа Ред Буллу будет не нужна до тех пор, пока в команде есть Ферстаппен. На роль второго номера в принципе подходят все четверо оставшихся кандидатов, тем же, кто сейчас будет приходить в Торо Россо на замену уготована незавидная участь Себастьяна Буэми, Хайме Альгерсуари и Жана-Эрика Верня. Потому что нужны они будут только в рамках молодежной команды.

На этом, думаю, все.