Или Как закаляется редактор
Первый раз главным редактором я стала в 16 лет. Тогда нам, уже не голодным, но еще не вкусившим изобилие подросткам из 90-х по телевизору показывали Beverly Hills, 90210. Не помню все сериальные любовные перипетии, но мне очень нравилась школьная жизнь американских сверстников. У них было радио и газета. В нашей провинциальной школе такого не было. Я пришла к директору и спросила: «Можно?». Он ответил: «Давай».
С чего начинается профессия
Верстал газету одноклассник, который где-то нашел программу с макетами. Тексты писала я и моя одноклассница, которую я заинтересовала проектом. Как-то я дала ей задание подготовить текст о молодежных субкультурах. Она ходила в подвал к панкам. Бесстрашный человек.
Вместо типографии был копировальный аппарат в редакции городской газеты: мой папа обратился к генеральному директору, чтобы он поддержал начинание. Макеты номеров записывались на дискеты. Возможно, мы слышали слово «интернет», но он, интернет, был как суслик из фильма «ДМБ»:
«– Ты видишь суслика?
– Нет.
– А он есть».
Я не помню точно, сколько номеров школьной газеты вышло. Но издательский старт-ап закончился, когда мама очень настойчиво потребовала, чтобы я больше времени уделяла подготовке к экзаменам. На носу был одиннадцатый класс.
По сути, это был первый случай, когда я столкнулась с отраслевым СМИ: четко обозначена целевая аудитория, можно максимально полно определить ее интересы и потребности. Печатный формат был единственно возможным.
Двадцать лет спустя
Через двадцать лет я второй раз становлюсь главным редактором отраслевого СМИ, журнала «Современный отель». Формат — печатный глянец. Распространение — по платной подписке.
Как работать с таким продуктом? Как его продвигать?
Поколение тех подростков из 90-х считает такой формат абсолютно архаичным. Мы привыкли к скорости и доступности. Ценность информации теряется буквально за считанные минуты. Нужно здесь и сейчас с возможностью расшарить и репостнуть.
Как работать с таким продуктом? Как его продвигать? Я старалась найти ответы на свои вопросы в разных источниках. Мне очень помогла книга Андрея Мирошниченко «Когда умрут газеты». Книга вышла в 2011 году. Из названия понятно отношение автора к печатному формату. То, что г-н Мирошниченко писал практически десять лет назад, сбывается. По его прогнозу, после 2020 года печатных версий не останется ни у Ъ, ни у Ведомостей.
Казалось бы, руки должны были опуститься: зря деревья пилим. Но, как отмечает автор, как раз отраслевые СМИ могут остаться на плаву, и именно здесь возможен формат печатного издания. Но работающая бизнес-модель не состоит только из журнала, она включает несколько компонентов, которые работают независимо и дополняя друг друга.
Отраслевое издание отражает повестку дня, дает аналитические и образовательные материалы, а также является площадкой для дискуссии профессионалов. У отраслевого СМИ есть аудитория: она может быть большой или не очень. Но она есть и с ней надо работать. При правильной комбинации элементов печатный формат может стать преимуществом, а не недостатком.
Новое поколение медиа
На последних страницах книги «Когда умрут газеты» Андрей Мирошниченко описывает новый формат, Медиа 3.0.
Основные характеристики — это четкая аудитория (привет, отраслевые СМИ!) и понятный канал дистрибуции. Мне кажется, что и для 2011 года, когда была издана книга, эта идея была футуризмом. В конце второго десятилетия 21 века это — уже настоящее. Как функционирует такая модель, надеюсь, мне удастся разобраться. Я приступаю к работе над новым проектом, который, на мой взгляд, вполне подходит под формат Медиа 3.0.