Найти в Дзене
Наша Психология

2 важные причины инфантильности

Оглавление

По паспорту вам давно за 30, а вы еще не до конца понимаете, что делаете на работе вместе со всеми этими взрослыми дядями и тетями и когда уже придет мама и заберет вас домой. Знакомые мысли? Конечно, описание немного утрированно, но это не пример психического заболевания, а пример довольно распространенного в современном мире явления – инфантилизма.

Давно известно, что возраст реальный не всегда совпадает с психологическим. Радикальное несовпадение может негативно отражаться на развитии и поведении человека, поскольку мешает осознать особенности и преимущества своего возраста, а также создает диссонанс между требованиями социума и возможностями личности. Проблемной становится ситуация в период взросления, когда человек не готов брать ответственность на себя, заявляя, что «не дорос» до серьезных решений.

Такой феномен можно назвать незрелостью личности или инфантилизмом. Проявления инфантилизма (от лат. infans – «дитя») – это детскость в поведении, незрелость в суждениях, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Инфантилизм не приравнивается к заболеванию, и его нельзя путать с общей задержкой в развитии. Это – результат воспитания.

Когда невыгодно взрослеть

Почему некоторым людям невыгодно взрослеть и в чем причины незрелости личности? Зачастую неготовность воспринимать свой реальный возраст и ответственность уходит глубоко в детство.

Инфантильность – это не врожденное качество, а издержки определенного воспитания, связанного с особенностями развития эмоционально-волевой сферы ребенка 8–12 лет, когда он вполне может брать на себя ответственность за свои поступки, но не делает этого по многим причинам.

Причина № 1. Доминирующий внешний локус контроля и слабо развитый внутренний

Локус контроля – понятие, характеризующее склонность личности приписывать свои успехи или неудачи либо только внутренним, либо только внешним факторам.

Локус формируется в детстве. Изначально, когда ребенок маленький и не понимает последствия поступков, работает внешний локус, но при должном воспитании постепенно начинается осознание того, что действия приводят к определенным последствиям.

Однако если взрослые не объясняют ребенку причинно-следственные связи и продолжают во всем потакать, обвиняя внешние факторы, то навык внутреннего локуса не сформируется и он всегда будет видеть причины неудач вовне.

Вопрос в том, насколько инфантильная личность может развиваться, реализовываться во взрослой жизни, не принимая на себя никакую ответственность за происходящее.

Причина № 2. Подавление эмоционально-волевой сферы ребенка, воли и чувств

Покровительственное отношение к ребенку в детстве («Что ты можешь знать, хотеть, решать? Ты еще маленький»), гиперопека, запрет на принятие самостоятельных решений, чрезмерный контроль, постоянное ограничение свободы подростка ведут к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Отсутствие доверия не дает развиваться навыкам принятия решений и самостоятельности. Зачем тренировать волю, если за тебя все решили. Зачем испытывать чувства, если они запрещены или спрогнозированы извне?

В этом случае происходит элементарное подавление эмоций, а ведь растущему человеку в дальнейшем предстоит понять самого себя, построить свой эмоциональный мир. Выход в инфантилизме, где все знакомо и безопасно, – так происходит бегство от реального мира.

Автор: Елена Тухарели, практикующий психолог