Однажды меня не взяли на работу в консалтинговое агентство, которое мне представлялось лучшим работодателем Санкт-Петербурга. В 25 еще позволительно смотреть на мир сквозь розовые очки. Я очень расстраивалась. Но генеральный директор агентства — возможно, сам того не ведая — дал мне несколько ценных советов, которые вполне актуальны даже через десять лет.
Кто вы, г-н Работодатель?
В моем резюме есть компания, от работы в которой у меня остались очень странные впечатления. Именно о ней меня и спросил генеральный директор: «Как вам у них работалось?». «Вы знаете, очень своеобразно», — честно ответила я. «Ничего удивительного. Самая рейдерская компания города. Как вас угораздило туда пойти работать?», — это был скорее риторический вопрос.
Безусловно, я смотрела публикации о компании, но именно тогда ничего особенного мне не попалось. Видимо, плохо мониторила. То, что нужно тщательно проверять потенциального работодателя, я запомнила. Быть пионером, который постоянно куда-то вступает, — не самая правильная стратегия развития карьеры.
Окей, Google!
Зимой, когда Санкт-Петербург внезапно занесло снегом и тротуары оккупировали сугробы, пики которых на уровне макушки картонного певца Киркорова, я вышла на узкую тропу поиска нового проекта. На сайте охотников за головами тех, кто в текущих экономических условиях скорее сами охотятся за вакансиями, чем скидывают звонки рекрутеров, я увидела объявление, которое показалось мне очень любопытным. Старт-ап в сфере гостеприимства. Мне стало очень интересно, как инвестор с такими исходными данными разберется с требованиями обязательной классификации, регулированию водоохранных зон и пр. А фраза, что зарплата выплачивается во время, так и читалась «что-то здесь не так».
Ответом на мой отклик мне прислали анкету. Я внесла все данные и притормозила перед блоком «Концепция». На сайте проекта были опубликованы реквизиты. Юридическое название компании я еще до заполнения анкеты вбила в поисковую строку, но ничего интересного не нашла. Делиться идеями не жалко. Но ИНН юридического лица я все-таки скопипастила, проверила имя владельца, и буквально на пятой строчке результатов поиска была ссылка на давнишний пост о нем в ЖЖ.
Пост и комментарии к нему рассказывали, как генеральный директор старт-апа кидал своих партнеров и подрядчиков. Комментаторы оставляли свои данные, чтобы это не выглядело клеветой. Предприниматель пытался судиться с бывшим партнером-автором поста, чтобы защитить свою честь и достоинство. Но не выиграл дело.
Читала я этот занимательный детектив несколько часов. Потом я закрыла анкету и написала письмо HR-менеджеру, что планы мои поменялись.
Совет I: проверяйте работодателя. Форумы, сообщества и официальные СМИ — полезные в этом деле ресурсы.
Ес, ит ыз.
Генеральный директор спросил меня, как я вижу развитие своей карьеры. Я описала какие-то невозможные горизонты. На что он озвучил совет номер два: учите английский.
Совет II: учите английский.
Именно этот, казалось бы, очень простой совет я считаю одним из самых правильных, которые мне давали за всю мою жизнь. Я следую ему не столь усердно, как хотелось бы. Но не забываю, и в закладках регулярно появляются англоязычные сайты. Еще бы читать опубликованные на их страницах тексты!