46 подписчиков

О нужном и лишнем в работе учителя

   В предыдущей статье («Сегодня школа никому не нравится») автор привел документальные факты,  показывающие чудовищный результат так называемого школьного образования: в первый класс приходят...

В предыдущей статье («Сегодня школа никому не нравится») автор привел документальные факты, показывающие чудовищный результат так называемого школьного образования: в первый класс приходят веселые, жизнерадостные, гениальные дети, а через 10 лет те же дети выходят из нее тупыми и агрессивными. И эти киносъемки можно повторять сколько угодно и картина будет такой же. Другой факт (уже медицинского порядка) свидетельствует о том, что к окончанию школы у 90% учащихся накапливается хроническая заболеваемость. Два приведенных факта (деградация личности детей и потеря ими здоровья) иначе как преступлением против человечности назвать нельзя. Для подкрепления вывода приведем мысль академика Лихачева (мудреца!), который нравственное состояние общества образно охарактеризовал как «усыхание мозгов». Нетрудно представить, где «усыхание мозгов» начинается? Однозначно – в школе!

Ну, а если налицо преступление, то и суд должен быть…

К сожалению, среди «физических лиц» виновных не найти…

Преступна вся система школьного образования. Построенная вопреки потребностям обучающихся, она деформирует их мотивационную и смысловую сферы со всеми вытекающими отсюда чудовищными для личности и здоровья последствиями.

Автор – не судья. Он – гуманист с научно-педагогическим образованием. Поэтому посчитал своей обязанностью рассказать о том, что нужно учителю для воспитания здоровой во всех отношения (на соматическом, психическом и социальном уровнях) личности школьников.

Первое. Стремление построить урок так, чтобы он вызвал интерес у школьников. Для этого учителю важно знать доминирующие потребности детей этого возраста (детского, подросткового, юного), так как потребности у них разные. А далее в рамках темы использовать те педагогические средства, которые эти потребности способны удовлетворить. Знания традиционной педагогики здесь будет бесполезны.

Второе. Способность построить концепцию (идею) изучаемой темы, на которую следует опираться в процессе ее прохождения. Например, при изучении биографии Пушкина идеей может служить полученное им воспитание, которое обусловило его взаимоотношения с людьми; при изучении «Капитанской дочки» – психология верности (царю, господину, мужу и т. д.); при прочтении Анны Карениной – типы семейных отношений). Определить концепцию должен сам учитель, но сделать это сложно, если нет соответствующих знаний.

Третье. Умение (терпение) выслушивать мнения учащихся, комментировать их, сравнивать по личностному, возрастному и половому признакам, помогать делать им выводы (вообще или для себя). Для этого нужны знания по психологии личности, взросления и пола, которых у учителей недостаточно.

Четвертое. Способность провести анализ и сделать обобщение по результатам пройденной темы, выделяя взгляды, умозаключения, черты личности, которые обнаружились у школьников, помня, что их качественные достижения (тем более личностные изменения) нельзя оценивать количественно. Без соответствующих креативных способностей и положительного жизненного опыта учителю это сделать трудно.

Перечисленные требования (они же этапы) сформулированы автором на основании собственной экспериментально-педагогической работы, построенной на мотивационной концепции воспитания.

Что следует из сказанного?

Поскольку в рабочие планы перечисленные требования не вписать, для работы достаточно иметь только тематический план.

Контроль со стороны школьной администрации должен состоять в оценке мотивации учащихся и изменений в их личности. Это входит в обязанности психолога школы. Но сделать такой анализ он сможет только избирательно (времени и сил на всех не хватит).

Администрации следует больше доверять учителям в их творческой работе, помня, что все учителя получили соответствующее профессиональное образование и имеют соответствующие права.

Принципиальное значение приобретают школьные, межшкольные, районные и областные семинары и конференции по обмену педагогическим опытом, а также повышение квалификации учителей по актуальным вопросам психологии и педагогической практике.

Таким образом, приоритетное значение приобретает креативная работа учителей и их профессиональное усовершенствование.

В этой связи логичным представляется упразднения районных и даже областных управлений образования и передачи их отдельных функций институтам усовершенствования учителей, которые должны стать центрами модернизации школьного образования.

Итак, вся педагогическая деятельность (например, в отдельном административном округе) должна превратиться в непрерывный процесс творческого обновления, который не совместим с бумаготворчеством и прочей мишурой, отвлекающей учителей от главной работы по воспитанию детей и подготовке их к плодотворной, здоровой и счастливой жизни.

Автор хорошо осознает, что его размышления и предложения о школьном образовании – это лишь призыв к большой работе, которую рано или поздно придется начинать, чтобы остановить нравственную деградацию населения и перейти к национальному возрождению.

Вся бумажная продукция (планы, отчеты), которая осуществляется в системе образования, практически никем не читается, не анализируется и, следовательно, не используется. А значит, не более, чем макулатура. Бумаготворчество инициировали чиновники, чтобы обосновать свою важность и необходимость. Именно они превратили школьное образование в его подобие… У французов есть этому название – «симулякры».