«Змеиное яйцо» в традиции нуара
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
День добрый, дорогие друзья! С вами вновь автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара» специалист по ретрокультуре, историк Андрей Васильченко. Принято считать, что нуар является «дешевым кино». Однако не надо путать «дешевое» и «малобюджетное». Тогда едва ли бы подлинно великие режиссеры стали творить в рамках нуара. Перечислять их можно долго. Но достаточно упомянуть, что нео-нуарной кино-волной накрыло даже величайшего эстета современности режиссера Ингмара Бергмана
Именно как нуар надо толковать его во многом непонятую ленту «Змеиное яйцо». Однако если классический нуар – это как бы криминальная драма, то Бергман рассматривает как криминальную драму историю Германии, тем самым как бы производя на свет подлинно политический (а если быть более точным то мета-политический нуар). Сей фильм с одной стороны был как бы вдохновлен «Кабаре» Фосси, а с другой стороны – «М – город ищет убийцу» Фрица Ланга. Об этой преемственности говорят даже некоторые заочные персонажи, например, упоминаемый инспектор Ломан. Однако Бергман пытался показать, что было за десять лет до этих кинолент. А именно откуда взялось «грехопадение Германии»?
Действие происходит в ноябре 1923 года. Кризис в Германии достигает своего неслыханного апогея. Бумага, на которой печатают немецкие марки стоит много дороже, чем обозначенный на ней номинал. По этой причине странновато звучит фраза: «Вот вам несколько миллиардов на первое время». По большому счету на эту сумму можно было купить разве что пару пачек сигарет. Улицы Берлина контролируют военизированные формирования (то ли «черный рейхсвер», то ли белый фрайкор») чьи представители лупцуют неугодных, а заодно громят кабаре. Последнее мало напоминает заведение из одноименной ленты. Напротив, оно грязное, погруженное в уныние. В нём нет ничего привлекательного, собственно как и в певичках в нём не столько поющих, сколько задирающих юбки.
Главный город Германии погружен во мрак и страх ожидания завтрашнего дня. Один из персонажей говорит о том, что будто бы просыпается от кошмарного сна, но явленная ему реальность является ещё более пугающей. Именно в этом затяжном, тягучем ужасе оказывается американский цирковкой гимнаст прибалтийского происхождения. Его зовут А. Розенберг, что одновременно отсылает нас и к главному идеологу гитлеровскому партии Альфреду Розенбергу, равно как и супругам Розенбергам, что якобы выдали тайну атомной бомбы СССР. Фамилия одна - а выбор разный.
Собственно криминальная составляющая фильма – таинственная серия убийств – уходит на второй план, хотя именно эти происшествия определяют судьбу главных героев. Если же говорить о Розенберге, то в нём мы узнаем молодого Дэвида Кэрредина (того самого Билла, которого хотят убить у Тарантино на протяжении аж двух фильмов!) Опять же данный фильм вдохновил Стива Содерберга создать другой политический нуар, фильм «Кафка» (1991) (пятнадцать лет спустя он создаст еще один полит-нуар «Хороший немец»). То есть «Змеиное яйцо» это центральный элемент т.н. «генеалогии зла», которая стараниями Бергмана выглядит следующим образом: «М – город ищет убийцы», «Кабаре», «Змеиное яйцо», «Кафка», «Хороший немец»
Весьма показательно, что фильм заканчивается аутентичным радиосообщением (ещё один прием из нуара, который стремится к документальным ощущениям), в котором сообщается о провале «пивного путча», который случился в Мюнхене. Казалось, бы это хорошая новость. Однако мы-то знаем, что это вовсе не конец Гитлера, а по большому счету, всего лишь его начало…