Трехмоторный самолет Ju-52, построенный на авиационном заводе Хуго Юнкерса в 1935 году до сих пор на ходу. Мне довелось полетать на нем в 2008 году, тогда же инструкция по безопасности с борта этого самолета появилась в моей коллекции.
Самолет был построен для Lufthansa, первый полет совершил в апреле 1936 года. Причем изначально он был гидропланом и вместо шасси у него были поплавки. Тогда же у него на борту появилась регистрация - D-AQUI, а на хвосте - журавль, символ авиакомпании.
Всего через три месяца самолет передали норвежской авиакомпании Det Norske Luftfartselskap, где ему приделали колеса и отправили наматывать километры на маршруте Осло - Тромсё.
В 1940 году фашисты захватили Норвегию и конфисковали все самолеты. Многие переделали для военных нужд, но конкретно этот борт остался гражданским и летал по маршруту из Тромсё в Киркенес.
После войны самолет передали авиакомпании SAS и он продолжал летать по тому же самому маршруту до 1956 года. А затем его продали эквадорской авиакомпании Transportes Aereos Orientales. Через океан он бы вряд ли перелетел, поэтому самолет разобрали и перевезли в больших контейнерах. Его заново собрали на военной базе ВВС Эквадора под контролем бывшего пилота Lufthansa Кристоффа Дрекселя. Несколько лет он летал из столичного аэропорта Кито в небольшие деревушки в Андах, часто приземляясь на условных взлетно-посадочных полосах - вытоптанных полянах и горных плато.
В 1963 году самолет поставили в ангар, поскольку авиакомпания начала выполнять грузовые перевозки для нефтяников, а Ju-52 особой грузоподъемностью не отличается. Шесть лет самолет стоял никому не нужный, пока его не выкупил американский летчик Лестер Вивер, чтобы катать желающих на ярмарках в южных штатах. В 1975 году Ju-52 выкупил американский писатель Мартин Кейдин, автор популярного фантастического романа "Киборг". Он перевез самолет во Флориду и выставлял на авиасалонах.
В 1984 году самолет выкупила Lufthansa, круг замкнулся. "Тетушка Ю", как прозвали Ju-52 немцы, пролетела свой самый долгий маршрут - из США в Гренландию, потом в Исландию, потом в Англию, и только после этого - в Германию. Здесь его определили в Гамбургский филиал авиакомпании, где он и базируется до сих пор.
В 2015 году самолет был записан в реестр исторических объектов Гамбурга, с формулировкой "передвижной памятник". С каждым годом он поднимается в небо все реже и реже. Но я уверен, что этот долгожитель, налетавший сотни тысяч часов и миллионы километров, дотянет до своего 85-летия. Оно уже не за горами.
Подписывайтесь на канал, друзья!
А вот здесь интересная история советского самолета Ли-2, который тоже до сих пор летает.