Всего через месяц-другой в Москву придет настоящее тепло, а вместе с ним – ажиотаж на рынке загородной аренды. О чем важно не забывать при выборе летней дачи и как не превратить отдых в кошмар, «МП» рассказала юрист девелопера коттеджных поселков iResidence Марина Яковлева
«А какие у вас документы?»
В первую очередь, необходимо у арендодателя запросить документы на участок, а в идеале – и на дом. Вполне может оказаться, что дом не зарегистрирован. Тогда подойдет любой документ, например, план БТИ или кадастровый паспорт. Если документов на дом нет, достаточно будет удостовериться в праве собственности на участок, серьезных рисков здесь нет.
Если сдачей в аренду занимается не собственник, а родственник или иное лицо, необходимо запросить доверенность с правом заключения договоров в отношении объекта недвижимости. Она может быть заверена нотариально или – администрацией сельского поселения, где проживает собственник. Допустим, внук сдает бабушкину дачу. Если выясняется, что бабушка не в курсе, лучше подыскать другой вариант и не испытывать судьбу.
Договор
Второй этап – заключение договора. Нотариального заверения не требуется. Обязательно надо обратить внимание на то, чтобы в договоре была указана реальная сумма арендной платы (за месяц или за весь период аренды), а также четко обозначены сроки заселения и выселения – вплоть до дня. Документы об оплате аренды (расписки, чеки из онлайн банкингов) сохраняйте. В договоре должны быть прописаны и обеспечительные платежи: депозит (обычно в размере суммы месячной аренды) может быть возвращаемым или зачитываться в счет оплаты последнего месяца. Еще один обязательный и важный пункт договора – условия досрочного расторжения. В случае, если вы решите съехать раньше условленного времени, арендодатель может попробовать не вернуть депозит. Чтобы этого избежать, четко пропишите в договоре этот пункт. При выезде с дачи, при возврате ключей, желательно подписать акт о том, что дача возвращена в удовлетворительном состоянии, все арендные платежи Арендатором оплачены и стороны не имеют претензий друг к другу.
Урожай
Следующий пункт чек-листа может показаться курьезным, но на практике ситуации в отношениях арендатора и собственника могут быть разные – вплоть до анекдотов. Поэтому, раз речь идет об аренде на летний период, стоит хотя бы устно, но лучше – отдельным пунктом в договоре закрепить права (ваши и владельца) относительно урожая, если на участке есть плодово-ягодные растения и грядки с овощами. Надо договориться, кому принадлежит в таком случае урожай, можно ли арендатору его собирать и в каких объемах, имеет ли право арендодатель посещать территорию участка для ухода за растениями и сбора урожая и с какой периодичностью.
Сложное оборудование, дорогие предметы интерьера
И, конечно, приложением к договору помимо дома, хозяйственных и рекреационных построек необходимо перечислить так называемое сложное оборудование. К нему относятся в том числе насосные станции водообеспечения, газовые котлы и т.д. Идеальный вариант, если собственник сможет предоставить инструкции по эксплуатации к этому оборудованию. Но достаточно и простого инструктажа с обязательной пометкой в приложении о том, что инструктаж был проведен. Нередко в загородных домах, особенно старых, инженерные системы устроены таким образом, что без подробной инструкции от собственника к ним подходить даже не стоит. Нелишним будет, если владелец дома нарисует на бумаге что и в какой последовательности включать и выключать. Обычно помимо перечисления оборудования прописывается также стоимость, которую в случае ущерба по вине арендатора он возмещает. Она может быть прописана исходя из цены нового оборудования или предметов интерьера с учетом амортизации. Требовать за сломанную насосную станцию возрастом 10 лет возмещения стоимости такого же нового агрегата может только недобросовестный собственник.
Контакты решают
Надо понимать, что загородный дом – это не квартира и рисков здесь гораздо больше. На случай форс-мажорных обстоятельств следует обзавестись не одним, а несколькими телефонами собственника и его родственников или доверенных лиц, а также запросить все возможные телефоны экстренных служб. Замечательно, что сейчас у нас все такие службы объединены номером 112, но во время, не дай бог, пожара минуты на соединение через 112 с местной пожарной частью могут быть решающими. Поэтому обязательно запишите контакты местных служб: Мосэнерго, МЧС и т.д.
…it happens
В случае порчи или выхода из строя имущества арендодателя решать вопрос о компенсации лучше в рамках гражданско-правовых отношений. Как можно раньше следует поставить в известность собственника. Дальше идеальный сценарий – досудебное урегулирование. Даже в этом случае от арендодателя надо получить письменный документ – претензию с просьбой о возмещении ущерба. На этом этапе не стоит бояться и стесняться отвечать на претензию со своими предложениями об урегулировании. Ответ этот необходимо в письменном виде предоставить владельцу дачи не позднее 30 дней с момента получения вами претензии. В любом случае доводить спор до суда имеет смысл только в тех случаях, когда собственник ведет себя некорректно (видеофиксация разговора может быть хорошим аргументом), существенно завышает требования по возмещению убытка, угрожает применением «административного ресурса».
Страховка
Арендуемый объект и имущество могут быть застрахованы. Но только если дом все же зарегистрирован. Право собственности и страховка, как правило, положительно характеризуют собственника: за имуществом он следит. Но даже полис от лидирующей страховой не является для вас стопроцентной защитой. Необходимо обязательно непосредственно в страховой компании уточнить, что именно покрывает страховка и распространяется ли она при сдаче в аренду третьим лицам. Эту информацию можно узнать у специалистов страховой по номеру полиса и ее же стоит поискать на официальном сайте компании. Перечитать придется много текста, но ради своего спокойствия пары часов не жалко, правда?