Традиционный обзор новинок жанра. И странные результаты. Да, вышла Роулинг, но ждать от нее чего-то доброго, и тем более писать о ней, совершенно бессмысленно. Романы пухнут в объемах и тупеют на глазах. Та же беда в плане интеллекта с книжками из серии «Детектив: новый уровень», с той разницей, что фигуру они блюдут. Однако не по творческим, а, скорее, по коммерческим соображениям. В отвале оказались романы Рейчел Кейн. Мне хватило одной страницы для того, чтоб понять, что так себя упростить, я просто не смогу, а читать примитив опасно для душевного здоровья.
В результате для обзора пришлось оставить пару книг мимо которых невозможно пройти мимо в силу разных обстоятельств, и подключить двух авторов, заклятых коллег-конкурентов, который к детективу имеют косвенное отношение.
Кошелек на веревочке
Дрисколл Т. Я слежу за тобой/ Пер. с англ. Я. Саравайской, А. Андреева. - М.: Эксмо, 2019. - 320 с.
Книга в какой-то степени унизительная для читателя. По сути перед нами комбинация штампов, квинтэссенция того текстового продукта, который нынче признается триллером и детективом.
В первую очередь утомляет избранная форма повествования с четырьмя чередующимися персонажами. Искусственно, механистично. Обычно это должно дать нам более подробную картину. В данном случае возникает вопрос: картину чего? Преступления? Так никто из четырех персонажей ничего не знает. Почвы и среды, в которой формируются и развиваются преступные наклонности? Так преступник не имеет отношения ни к переживающей кризис ферме Генри, ни к его сложностям с женой, ни к свидетельнице Элле, ни к переживаниям Сары, ни к быту частного детектива Мэтью Хилла. Мотивировать избранную форму организации повествования невозможно и ссылками на какие-то абстрактные тезисы вроде «вот в каких условиях формируется наша молодежь», потому что социальная проблематика автором разработана слабо, да и вообще никак не связана с описываемым преступлением – пропажей провинциальной девушки, решившей скатать с подругой в Лондон. Ничего она не дает и в плане проработки персонажей. Скорее наоборот, помогают отвлечься от излишних подробностей в плане их описании, отделаться штамповкой.
Главы в романе совершенно бессодержательные. Выстроены однотипно, к середине романа это начинает выводить из себя. От 60 до 90 процентов содержания главы занимает какая-то посторонняя по отношению к сюжету тема - пустая болтовня, или отстраненный монолог персонажа. Генри размышляет о том, в каком упадке находится его ферма, или как отец учил его стрелять. Элла рассказывает о своей любви к цветам. Хилл обсуждает с Сандерс как пукает его жена и т.д. Затем автор, под самый конец главы резко вспоминает, что пишет что-то остросюжетное – вбрасывает немного информации и завершает главу какой-нибудь ударной или многозначительной фразой. Все это напоминает не то кусок сахара перед мордой читателя, не то классический кошелек на веревочке, который вовремя выдергивается у него из-под носа. Обидно, оскорбительно, утомительно. Ну не может каждая глава заканчиваться очередным крючком, на котором ничего нет.
Впрочем, вся книга построена на систематическом обмане читателя в отношении страшных тайн, которые должны выплыть на поверхность.
Сара всю книгу обещает нам рассказать о том, что в клубе произошло «такое, такое», что поневоле начинаешь воображать резню мотопилой. А они всего-то поссорились с подругой. Генри так страшно виноват перед дочерью, что уж не знаешь, что он там сделал. А он всего-то изменял. Секрет Сары про папу - не секрет. Англо-американская литература давно нас приучила, что у них там обычай такой, чтоб отцы спали с дочерьми или сыновьями, кому как нравится.
Трудно поверить, что полиция целый год была неспособна найти двух бывших зэков из поезда, что она только год спустя заинтересовалась тем, где были отцы девочек, что ей было наплевать на то, что произошло в клубе, что она не обращала внимания на друзей девушек.
Расследование в тексте отсутствует, триллера по сути тоже нет, как и саспенса. Скрипящие двери и черные конверты, по нынешним временам, как-то маловато для того чтобы напугать и держать читателя в напряжении.
Как мне представляется, автор искренне считает читателей идиотами. Правда, не без оснований, раз нашлось несколько сот тысяч человек, раскупивших этот мясной продукт без мяса и от всей души нахваливающих ее в отзывах.
Социально-ответственный детектив
Болдаччи Д. Падшие/ Пер. с англ. А. Лисочкина. - М.: Эксмо, Гранд-мастер, 2019. - 448 с.
Нынче для детектива стало как-то неприлично быть просто развлекательным чтивом. Поучения и картины нравов тоже маловато. Детективный роман должен быть социально-ответственным, бить в болевые точки общества.
«Падшие» Болдаччи чем-то напоминают наши книги времен перестройки. Публицистическая заостренность. «Не могу молчать». «Иного не дано». Ну и все в таком же духе. У нас была антиалкогольная кампания, тут антинаркотическая. Америка конкретно подсела на опиаты и сделали это с ней не какие-то наркобарыги, а заботливые люди в белых халатах.
А так, перед нами очередной роман об Амосе Декере, человеке-горе (бывший футболист) с феноменальной памятью и другими особенностями. Декер проводит время в отпуске и, как это часто случается с детективами, впутывается в темное дело с трупами в соседнем доме. Но убийств много больше, все они связаны. Декеру вместе с коллегами из полиции и Управления по борьбе с наркотиками предстоит разобраться откуда такой всплеск насилия в загибающемся маленьком городишке.
Однако противостояние с наркоторговцами не единственная сюжетная линия романа. На нее наслаивается другая, детективно-приключенческая, заставляющая читателя со стажем вспомнить отечественный бестселлер Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица». Да, речь у нас пойдет, в том числе, и о кладоискательстве. Графьев в Америке не было, как и Голыгинской гати, но местный магнат Бэрон также посмеялся над наследниками, утаив от них практически все свое состояние. Рыли много лет, но все безуспешно, пока не приехал Амос Декер, спаситель единственного потомка отца-основателя городка. Нынешнего Джона Бэрона весь городок ненавидит, да и есть за что – все улики говорят, что к многочисленным убийствам он имеет косвенное отношение.
Кладоискательская эпопея заставляет Болдаччи пуститься в обобщения социального порядка: Америка, куда ты катишься? Были шахты и заводы, а теперь пустеющие дома и наркоманы, в подозрительно больших масштабах загибающиеся от передоза. Вопрос становится тем более актуальным, когда он добирается до финала и нам открывается ряд нынешних криминальных деятелей и их пособников. В слетевшем с катушек обществе, Декер – один из немногих, кто сохраняет здравость рассудка.
Короче, почитать есть что в романе. Одна беда – написано все это несколько схематично, с низковатой степенью детализации, довольно прямолинейно и не без налета сентиментальности. Проза для бывших и нынешних работников правоохранительных органов, крепких мужиков в отставке. Страниц много, а вот на что они ушли, непонятно. Хотя листаются быстро и вся атрибутика детектива на месте – ищет УБН, ищет Декер, ищет полиция. В общем, книжка вполне читабельна. Лучше такой новый Болдаччи, чем какой-нибудь новый Гришэм.
Зло изначальное
Кинг С. Чужак/ Пер. с англ. Т. Покидаевой. - М.: АСТ, 2019. - 576 с.
Четвертая книга о Билли Ходжесе, в отсутствие оного, потому как старый добрый полисмен в отставке умер от рака пару лет назад. Но Холли Гибни тут как тут, и если Кинг не бросит эту серию, то этот роман можно будет считать переходным, поскольку в нем появляется новый детектив Ральф Андерсон, ведущий довольно странное дело о зверском садистском убийстве ребенка, человеком, находившемся в двух местах одновременно – на месте убийства и на читательской конференции известного писателя-детективщика Харлана Кобена.
«Насколько можно данный роман рассматривать как детективный?» - вопрос непростой, потому что первая половина книги демонстрирует, что пожелай Кинг стать нынче чистым детективщиком, обскакал бы почти всех. При нынешнем состоянии дел, когда жанр захламили переживаниями, феминизмом и актуальной публицистикой разного сорта – тем более. В технике письма равных Кингу практически нет, и ты с первых страниц ощущаешь, что сел в машину к опытному водителю, чья рука верна, а чутье и способность видеть и чувствовать дорогу, невероятны.
Но вот вторая, переходящая в область привычной кинговской мистики, часть книги заставляет задуматься. Да, здесь все в порядке с логикой. Расследование преступлений чужеродного по отношению к человечеству преступника мало чем отличается от обычного. Давний спор между мистикой и наукой Кинг решает довольно легко: сверхъестественные существа «в быту» действуют с таким же результатом (улики, свидетельства) как и вполне привычные. Сам факт их реальности можно с легкостью установить по ненатуральности, необычности оставляемых следов. Нарушая законы физического мира, чужак с легкостью обнаруживает себя. В итоге остается самое сложное – поверить, что после отбрасывания всех возможных объяснений, остается истинное – самое невероятное.
Такое впечатление, что вопрос веры вообще один из главных в этом романе. Несколько лет тому назад, когда я писал отзыв о новом сборнике рассказов Кинга, то констатировал: Кинга интересует в последние годы зло рукотворное, то, что почище старого сверхъестественного. В «Чужаке» обратная тенденция. Кинг хочет напомнить читателям об иррациональности зла, о том, что соблазн простых объяснений, прагматики вины и наказания, непосредственная реакция («распни его!») уводит нас от ответов на главный вопрос «кто настоящий преступник», и порождает насилие. Люди потеряли веру. «Чужак» в той или иной степени рассказывает об этом. Для них нет ни чести, ни репутации, для них лишены всякого веса доводы рассудка. Поэтому они с легкостью меняют свое отношение к героям вчерашних дней. Вчера – кумир, сегодня – преступник. Сила неверия преобладает в них над верой в изначальную благость другого человека. Они с легкостью готовы перейти к линчеванию, не разбираясь в тонкостях происходящего. Нерассуждающее, несомневающееся большинство – вот, наверное, самое страшное в «Чужаке».
Но на этом все. Мощно начатый роман ближе к концу превращается в нечто вялое и сентиментальное. Читая о том, как ребята и девчата собираются на борьбу с очередной разновидностью изначального зла, не можешь избавиться от чувства дежавю. Все это у Кинга уже было. Территория исследована досконально, сюжеты перебраны и ему не остается ничего другого как выдавать на гора более взрослую, упрощенную и, в связи с веяниями времени, мультикультурную версию «Оно». Многописанье заводит Кинга в творческий тупик. Ему бы взять паузу. Но писательство сродни прогрессирующей болезни, на подходе уже новая книга. «Чужак» - не худший роман позднего Кинга, но далеко не самый лучший в общем зачете.
Добрым словом и пистолетом
Кунц Д. Комната шепотов/ Пер. с англ. Г. Крылова. - СПб.: Азбука. Азбука-Аттикус, 2019. - 512 с.
Второй роман в серии о бывшем спецагенте ФБР Джейн Хок. Прочтение первой желательно. Во-первых, потому что станет ясно, каким образом она стала «бывшей», да и вообще самой разыскиваемой «преступницей» в США. Во-вторых, потому что серия Кунца принадлежит к тем, в которых зазор между книгами минимален, и следующая часть начинается едва ли не с того момента, на котором закончилась предыдущая.
В любом случае краткое содержание предыдущей серии необходимо. Муж Джейн погибает при странных обстоятельствах, она выясняет, что случившееся не самоубийство, а результат разветвленного заговора среди элиты по устранению проблемного человеческого материала. Все дело в построении светлого будущего, а некоторые люди мешают двигаться по столбовой дороге человечества, вносят хаос, создают напряжение уводят на петляющие впотьмах тропки. Поэтому надо отбросить ложный гуманизм и прорядить хотя бы американский народ от сорняков самого разного рода.
Но на этом беды не кончаются. Наука как всегда стоит на службе зла, которое благодаря нанотехнологиям внедряется (в прямом смысле) в умы некоторых граждан, превращая их в послушных марионеток. Короче, встречайте, новые «Кукловоды». Правда, вместо инопланетной хайнлайновской заразы, за ниточки дергают ребята покрепче – правительство да воротилы бизнеса.
Все это вдруг открывается Джейн, и она берется противостоять новому порядку, который олицетворяет миллиардер Дэвид Джеймс Майкл. Но будет ли он последним звеном в цепи?
Сюжет «Комнаты шепотов» поэтому прост – всю книгу Джейн ищет очной встречи с новым суперзлодеем. Тот не то, чтобы сильно убегает, просто подобраться к нему сложновато.
В чем-то роман смахивает на комикс. Героиня без страха и упрека, крута, брутальна, и, как положено, стоит на защите всех униженных и оскорбленных. Подкована лучше всякого шпиона. Бонд – это так, мальчик из церковного хора.
Но один в поле не воин, и, как это частенько бывает в романах Кунца, навстречу ей из пункта B начинает двигаться еще один рыцарь в белом плаще, заинтригованный тайной превращения лучшей учительницы штата в террориста-убийцу.
Читателя ждет пятьсот страниц сплошного безостановочного действия. Все куда-то едут, выбивают друг из друга между делом информацию и время от времени постреливают. Скучать здесь некогда. И это несколько озадачивает: не такого динамичного романа ждешь от автора на восьмом десятке. В остальном же это типичная по духу для Кунца книга, с мягким юмором, с позитивной вдохновляющей философией. Зло могущественно, хитро, коварно. Но мир полон хороших людей, случайных попутчиков, колоритных персонажей, некоторые из которых готовы внести свою лепту в победу над ним.
В общем, если вы хотите прочитать книжку про то, как молодая дама с пистолетиком носится по загнивающей Америке, сея добро не только на словах, но и посредством свинца, а также разных взрывчатых веществ, эта книжка вам подойдет. Но будьте готовы: продолжение следует.
Сергей Морозов