Найти тему

"Манипулятивное поведение" учителя

Встретила как-то накануне Нового года однокашницу. Она по-прежнему работала в начальной школе, вела на тот момент два класса - в первую и вторую смену. Вся - в школе, в детях, в работе...

Встрече были обе рады, присели на скамейку. Разговор получился долгим, но больше потому, что она постоянно отвлекалась на Вотсап. Телефон тренькал практически непрерывно: в групповом чате, созданном родителями, обсуждался вопрос про проведению новогоднего праздника. А у коллеги - два таких чата. И только, как говорится, не запутайся... Конечно же, она извинилась - не отвечать уже не могла, и добавила: "С одной стороны, надоело, сил нет, с другой - необходимость. Нет необходимости обзванивать всех".

Из открытых источников
Из открытых источников

Об общении в групповых чатах самих родителей статья в канале уже была. Но вот такое мнение (из комментария читателя) - это "другая сторона Луны":

"...До этого года мне не доводилось общаться с учителями своих детей; так, только иногда на собраниях их видела. Но в этом году у них новая учительница, которая реально отравляет своим манипулятивным поведением и жизнь учеников, и жизнь родителей.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Она сразу организовала группу в Вотсапе и теперь беспрестанно кляузничает на детей. Причем посты просто неприличные, на мой взгляд. Типа тирады о том, что вот я задала детям сделать задачку необязательную на дом, а сделали только 4 человека; задумайтесь, товарищи родители, может, ваши дети занимают чужое место в инженерном-то классе. И такая лабуда почти каждый день.
Сначала она пыталась писать мне в личку, но я пресекла такие кляузы и высказала ей свою позицию: учится ребенок, я к нему не лезу. Вроде, поняла, больше не пишет. Но и её высказываний в группе хватает. Детям тоже достаётся... Самое главное, что дети уже взрослые, адекватные и тоже к такому поведению учительницы относятся с недоумением. Учатся, как учились, и совершенно не собираются убиваться и ставить рекорды непонятно зачем"

Да, мера вещей - хорошая штука. (В таком способе общения - тем более.) Но уже, получается, не человек их мера? И не учитель, в частности?.. Остановиться вовремя, увы, не у всех получается. А тогда от привычного манипулирования до неуважения детьми и родителями легко скатиться.

Необходимый посткриптум. Каждый из нас, в общем-то, является манипулятором. И, конечно, не всякое манипулирование - это зло. Суть же педагогического манипулирования можно выразить в фразе «Дети делают, что хотят, а хотят они то, что нужно мне». Педагог, практикующий манипулятивный стиль, работает на результат. Своё взаимодействие с учеником строит, ориентируясь только на собственные цели. Интересы школьника из этого взаимодействия исключаются. Такой учитель личностно закрыт от ученика: он думает одно, говорит другое, а делает третье. Он не заботится о психологическом комфорте ребёнка, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению, школе и учителю. Педагог, стоит признать, в таком случае чётко, организованно и в какой-то степени расчётливо реализует свои профессиональные, а иногда и личные цели.