Найти тему
Салават Вахитов

Николай Грахов. Джаз, не предающий нас

* АРХИВ БП *

Николай Грахов. Весна, 2008
Николай Грахов. Весна, 2008

Николай Грахов. Этюды осени. Стихи // Бельские просторы. - 2015. - № 11. - С. 3-7.

Николай Леонидович Грахов родился 26 ноября1946 г. Поэт, переводчик, автор-исполнитель песен, участник множества фестивалей авторской песни, один из зачинателей движения авторской песни в Башкирии. Автор 12 стихотворных книг. Лауреат премии им. Ф. Карима и Международного конкурса им. А.Н. Толстого. Член Союза писателей РБ и РФ. Руководитель детской секции при объединении русских писателей СП РБ. Член редколлегии журнала «Бельские просторы».

В апрельском номере БП ждите новую подборку стихов Николая Грахова.

* * *

Друзьям-художникам

Кто прорисует небо в сентябре

таким же, как его рисуют дети, –

то есть в его прозрачном, нежном свете,

в немного отражённом серебре?

Его печальный и серьёзный вид

как отраженье нашего упадка,

когда нам всем неярко и несладко,

когда чуть-чуть, но на сердце болит?

Предчувствие грядущих холодов

и зимних вьюг – а будет их немало,

коль небо от предчувствия устало, –

как от благих, так и от злых трудов…

Сентябрь повис и дремлет над землёй,

как укоризна нам, на ней живущим,

и всё ещё от неба что-то ждущим,

но землю укрывающим золой…

Готовимся к предзименной поре,

к её дождям и холодам обычным,

но нам, отвыкшим, снова непривычным…

Кто прорисует небо в сентябре?

Николай Грахов. Рисунок 1982 г.
Николай Грахов. Рисунок 1982 г.

Заморозки

Над телом замёрзшей птицы

снегов шелестят страницы,

и льдинок худые спицы

сквозь перья врастают в снег.

Куда бежать из столицы,

коль призрачны сердцу Ниццы?

Так стоит ли в стены биться

и ударяться в бег?

В скрип снега застыв подошвой,

скривившись от жизни пошлой,

оставшейся где-то, прошлой,

но двигающей вперёд, –

не справившись с этой ношей,

крикливой и суматошной, –

матрёшечный и лубочный,

вмерзаю, как птица в лёд…

Должно, это всё начала

того, о чём кровь кричала,

того, о чём ночь молчала,

лбом вжимаясь в стекло,

покуда душа нищала,

ждала в небеса причала,

а быт, лошадёнкой чалой,

брёл смутно, куда влекло…

Замёрзнуть в снегах, как птице,

молчать, и не шевелиться,

и ждать, что зима продлится,

но кончится, словно снег…

И будут иные лица,

вновь – праздник, торты, корица,

где снова тебе приснится

из мысли звенящий бег…

Дом творчества

Я не был в доме творчества…

Там хорошо творить?

И с кем-нибудь, по отчеству,

неспешно говорить,

и наблюдать движение

великого ума,

где в мысли напряжении

История сама…

Сидели бы, глядели бы

на низкий небосвод,

и важно так сипели бы

о поисках свобод,

о нашей конституции

или ещё о чём,

к чему не прикоснуться

ни мыслью, ни плечом…

А впрочем, свет проявленный

в небесной синеве,

в Уфе не заслоняет дым –

свет ясно виден мне:

сижу, как на завалинке,

над Белою-рекой,

здесь, на скамейке старенькой,

поскольку здесь покой –

в неспешном окружении,

ничто не рушит вид,

где в мысленном движении

весь мир вокруг парит,

где видится хорошее,

и нескончаем пир

грядущего и прошлого

под тихий шорох лир…

Дом деда

Дом устоял…

Но в нём сменились люди,

и стал он незнакомым и чужим –

он, переживший столько интерлюдий,

что всем казалось: вечно нерушим.

Но он не вынес поступи прогресса

с манящими призывами огнём, –

нет больше в нём ни тайн, ни интереса.

Как и у всех, кто проживает в нём…

Ещё стоит…

Он был поставлен дедом,

но внуками, как прошлое, забыт.

А правнуков, что появились следом,

всех поглотил текущий новый быт…

Джаз не предающий…

Я вырос среди шпаны,

имея одни штаны…

Были валенки даже...

Всё остальное – лажа!

Но был приёмник «Нева», –

лампы живы едва,

и каждою ночью, в час:

«The boys of America...»

Джаз!..

Диззи Гиллеспи, Армстронг –

это времени гонг!..

Брата трепал деканат:

брат во всём виноват…

За братом «кто надо» следит:

брат по ночам не спит,

«музыка толстых» ему

жить не даёт в дому,

которому сотня лет,

чей рухнуть готов скелет…

Ночами гудит Колтрейн –

сладостен как портвейн,

Паркер рулады льёт –

брат, он «не наш» и пьёт!..

На раскладушке, пацан,

лежал я, музыкой пьян,

жадно впитывал мозг,

что делают Чарли «Дрозд»,

Уес Монтгомери, Би Би Кинг* –

они не покинут ринг,

не оборвут мотив

сердце не победив!..

Брат мой давно ушёл –

музыку в небе нашёл,

«Невы» только в памяти след –

таких приёмников нет…

Остался лишь в сердце:

Джаз –

не предающий нас!

__

*Диззи Гиллеспи, Луи Армстронг, Джон Колтрейн, Чарли Паркер, Чарльз Бёрд (Дрозд), Уес Монтгомери, Би Би Кинг – всемирно известные джазовый музыканты

Любовь

Алле

Друг к другу приговорены

на лето посреди зимы…

Мы ночью в комнате с тобой…

Там, за стеной, живёт другой,

он нам знаком, но он чужой,

и он душой не с нами.

Он верит в то же, что и мы,

но видит свет иной средь тьмы,

другое лето средь зимы

его полощет знамя…

Он дышит ровно и легко,

он в снах витает далеко, –

там отсвет лёгких облаков,

в даль угнанных ветрами…

Но свет, который виден нам,

не долетит к тем облакам,

и мёд, который по усам,

не пить его устами…

Спит человек. И пусть он спит…

А нам с тобой звезда горит,

и свет её летит, парит

в просторе небосвода…

И тесно нам, и ясно нам,

и сладко, и тепло устам, –

и что с того, что по углам

печаль и непогода…

Завещание

Поскольку разум превозобладал

в остатке человеческого тела,

вам раздаю всё то, что Бог подал,

всё то, чем тело так владеть хотело…

Всё отдаю:

и честь, и доброту,

и смысл дорог, когда-то промелькнувших,

и сердца перестук да маяту,

и память глаз, на этот мир взглянувших…

Всё вам отдам – мне это ни к чему.

Глядеть не нужно в явной укоризне:

мне – новых звёзд увидеть целину,

а то, что здесь – для вас, для вашей жизни…

* * *

Увидь в себе

к чему не прикасались

глаза других

в поступке, в мысли, в чувстве,

в строке, дрожащей от непониманья,

в неосознанье абриса предметов,

в бессмысленности долгого молчанья,

где зреет свет прозрения надежды,

и каплет наземь боль, и сердце ранит

предощущеньем тяготы свободы…

И промолчи, –

хватает людям боли…