Найти тему
Мария Кельберг

Уловка или побег?

Когда я работала журналистом после окончания университета, я публиковала свои материалы под двумя разными фамилиями - то девичьей, то под фамилией мужа. 

Родительскую фамилию любила (всего несколько лет, как вышла замуж) и мужа обижать не хотелось. В общем, я лавировала или, лучше сказать, маневрировала.

Как-то руководитель отдела, вычитывая мою очередную статью, обмолвилась: «Ты лучше определись. Зачем скачешь от одной фамилии к другой? Ты какое имя хочешь создавать? Под каким именем тебя должны запоминать читатели? Это важно для творческого человека». 

Я тогда впервые задумалась над этой темой. И, действительно, особого повода использовать две фамилии не было. Скрываться мне не от кого, хитрить - тем более. Пишу о том, в чем разбираюсь. Открыто и без прикрас. Тогда зачем читателей вводить в заблуждение, что пишут два разных человека? Прямо на следующий день я и определилась. С того времени начала писать только под одним именем.  И журналистские материалы тогда, и литературные произведения сейчас.

-2

Но с той поры я много раз задавалась вопросом - зачем нужны псевдонимы? В журналистике сейчас авторы ставят разные фамилии, когда пишут для разных изданий, это всем известно.  Почему известные и популярные писатели публикуются (иногда всю жизнь) под выдуманным именем? Это уловка для заманивания читателей  или побег из своей прошлой жизни?

О том, что одна из моих любимых французских писательниц —носила другое имя, я узнала позже, после прочтения трех самых известных ее романов. Франсуазе Куаре, девятнадцатилетней девушке, написавшей свой первый роман «Здравствуй, грусть» пришлось взять псевдоним после слов отца: «Не смей ставить мое имя на этой книге» . Еще бы — в романе молодая девушка заводит на пляже любовника. Такого не мог вынести буржуа с провинциальными замашками.  

Переживала ли по этому поводу будущая звезда литературы — Франсуаза Саган — неизвестно. Но судя по свидетельствам современников, нравом и суждениями она отличалась независимыми. И отныне носила фамилию Саган.  Она надела маску, которая сразу после оглушительного успеха первого романа стала единственным  и узнаваемым образом всемирно известной писательницы до конца жизни.

-3

У Аманды Авроры Люсиль Дюпон, в замужестве Дюдеван, появился любовник, с которым они вместе написали два успешных романа. Имя на книгах стояло только одно, любовника — родные мужа запретили ей ставить фамилию на книгах. В последствии, начал собственную литературную деятельность, Аврора выбрала мужской псевдоним Жорж Санд и такой осталась в памяти поколений. 

Есть у меня друг, один очень серьезный писатель. Он издал несколько книг на исторические темы. Это полномасштабные научные труды, которые требовали долгих исследований, кропотливого сбора малоизвестных фактов, даже поездок в библиотеки разных стран. Имея эти книги, я горжусь тем, что его знаю.  Так вот, в прошлом году он написал под псевдонимом маленькую художественную книжку рассказов. Чрезвычайно интересных и неожиданных, наверное, даже для него самого. Когда я спросила, почему другое имя? Ответ был ожидаем — ну, это как-то все не очень серьезно. Я же специалист в другой области.

-4

Анализируя и другие примеры, я пришла к выводу, что использование псевдонима женщинами — это скорее побег, жизненная необходимость самоутверждения, попытка доказать себе и другим, что ты чего-то стоишь. А для мужчин — уловка, ширма, за которой они скрывают личные намерения и интересы, которые не хотят анонсировать большой аудитории. Или сомневаются, что и на поприще другого жанра их может ждать успех.