Вода - первый и основной элемент без которого не поедет ни один паровоз. Многим из вас наверное уже доводилось видеть заправку водой из гидроколонки тендера паровоза. Но сегодня мы вам покажем как это всё устроено в деталях и как это всё происходит на примере экипировки локомотива на 3-м пути станции Осташков. Итак начнём.
Вот нарядный глянцевый паровоз серии Су №250-74 (в просторечии просто и ласково "Сушка") из под пригородного ретро поезда №6697 сообщением Бологое-Осташков заходит, как говорят паровозники, "под воду".
Машинист стремится всегда встать как можно точнее, чтобы потом не пришлось "осаживать" (проф. термин означающий сдавать назад).
Предварительно перед заходом "под воду" у дежурного по станции нужно получить два ключа: один от замка фиксирующего положение поворачивающейся части гидроколонки (ещё её называют "хобот").
Обратите внимание на следующее фото. Там внизу гидроколонки есть шуровочное отверстие как в печи, а в средней части гидроколонки видны сопла дымового дефлектора, аналогичные стрелочной флюгарке. Это сделано для того, чтобы зимой в сильный мороз если гидроколонку прихватит, то можно было её отогреть. Правда на этой гидроколонки, что на фото, немного некомплект. Снята топочная коробка с дверцей для шуровки.
Кстати говоря, поворачивающейся указатель гидравлической колонки есть и сегодня в Инструкции по сигнализации на ж.д. транспорте РФ. Вот в таком положении как на картинке внизу, днём поворачивающаяся часть гидроколонки окрашенная в красный цвет, а ночью красный огонь фонаря в обе стороны означает - "Стой!"
Открыв ключом замок, и сняв его с дужек, помощник машиниста вращает рычагом поворачивающуюся часть гидроколонки.
Кочегар, забравшись наверх, на тендер паровоза, принимает поворачивающуюся часть гидроколонки, предварительно открыв заправочный люк, в котором установлена фильтрующая сетка.
А вот так выглядит второй, специальный ключ, который нужно также получить у дежурного по станции.
Он нужен для того, чтобы открыть вентиль спрятанный под землей, предварительно установив ключ вот на этот штырь.
Вот так.
И затем далее вращать этот ключ против часовой стрелки, открывая вентиль пока не пойдёт вода, регулируя нужный напор.
Ну вот собственно и всё! Вот только теперь вода под мощным напором из трубы большого диаметра буквально хлещет в тендер паровоза, заполняя его до полного при таком давлении всего за 20-30 минут (паровозные бригады никогда не ездят "на сухую", стараясь от заправки до заправки водой сохранять половину уровня воды в тендере).
Вода здесь везде по линии на Бологое-Полоцкой хорошая, не жесткая, не загрязняла котлы. Но добавить туда ещё и антинакипин требуется согласно правилам технической эксплуатации паровой машины.
И напоследок маленькое видео о том под каким сильным напором хлещет вода в тендер паровоза.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!