Найти в Дзене
Satdata

На чем летали наши летчики-добровольцы во время японо-китайской войны в 1937-1940 ?

И-15, фото из открытых источников
И-15, фото из открытых источников

Истоки советско-китайской дружбы далеки и глубоки. Вот и в тридцатые, CCCР активно помогал не только республиканской Испании, но и Китаю.

Помогал и летчиками-добровольцами - всего прошло школу боевых действий в Китае более 2000 человек, и техникой. Гоминьдан получил за годы той далекой и малоизвестной у нас войны более 300 бомбардировщиков, почти 600 истребителей (с запасными моторами, запчастями), учебные самолеты и все обеспечение для полетов...

Хочется перечислить, хотя бы кратко, те типы самолетов которые активно сражались на той земле, и после ухода советских летчиков, были переданы китайским экипажам...

Одним из первых принял участие в войне скоростной бомбардировщик СБ-2, поставки исчислялись десятками машин:

CБ-2 в Китае, с китайской символикой
CБ-2 в Китае, с китайской символикой

Не обошлось и без истребителей. Сразу, в 37-м, было поставлено вместе с пилотами почти сотня И-16, 60 с гаком И-15 и несколько учебных УТИ-4.

Японцы сразу почувствовали прилет "гостей" - их потери резко возросли. Бои принимали массовый характер, и преимуществом зачастую обладали наши самолеты...

И-16, тоже повоевал в Китае, да и в Испании в это же время; фото из открытых источников
И-16, тоже повоевал в Китае, да и в Испании в это же время; фото из открытых источников

Помимо бомбежек японских боевых позиций, авианосцев (!) и аэродромов, советские самолеты осуществили и довольно дерзкие операции. Например в 1938-м году группа СБ-2 совершила пролет до Японии и сброс большого количества листовок над Осака... За штурвалами были, правда, китайские летчики:

Китайский летчик на фоне СБ-2, фото из открытых источников
Китайский летчик на фоне СБ-2, фото из открытых источников

Начиная с 1939-го года, боевое крещение в небе Китая получили и бомбардировщики ДБ-3:

ДБ-3; фото из открытых источников
ДБ-3; фото из открытых источников

В сороковом году наши летчики ушли из Китая, им на замену прилетели пилоты западных стран. Боевой опыт получили сотни наших пилотов, многие стали Героями Советского Союза, некоторые стали известными после этой войны - как Супрун, Рычагов, Полынин...

Интересно, что получив такой важный опыт в конфликтах и войнах в Китае, Испании, Финляндии, первый период войны с Германией показал недостаточную проработку всего этого бесценного накопленного опыта... Учились опять по ходу войны...

Спутниковая связь, столь необходимая и в небе - смотрите здесь..