Найти в Дзене

10 рублей до Куляба. «Воздушное такси» в Таджикистане и первый пилот – таджик

1936 год. Посадка пассажиров на борт самолета АНТ-9 ТУ ГВФ, рейс по маршруту Душанбе – Куляб.
1936 год. Посадка пассажиров на борт самолета АНТ-9 ТУ ГВФ, рейс по маршруту Душанбе – Куляб.

Aero TELEGRAPH – один из ведущих онлайн-журналов по авиации недавно внес в ТОP-10 старейших авиакомпаний мира таджикскую - «Таджик Эйр». И это действительно так, ведь даже открытие первой авиалинии Бухара - Душанбе было связано с образованием 14 октября 1924 года Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики.

Летом 1930 года в Душанбе был открыт аэродром и в таджикскую столицу сразу прилетели два пассажирских самолета типа Юнкерс «F13». С этого момента и началась организация Душанбинского авиаузла. 

В довоенные годы Душанбе соединился со всеми основными населенными пунктами республики. В 1932 году устанавливается связь с Хорогом, до которого обычно добирались верхом на лошади 20 дней. Самолетом же это расстояние покрывалось за 2,5 часа.

Авиация в Таджикистане развивалась стремительно. Если в 1934 году самолеты Душанбинского аэропорта перевезли 8 тысяч пассажиров, то спустя 6 лет - в 1940 году - уже 50 тысяч. 

В 40-90е гг. таджикское управление гражданской авиации по количеству воздушных линий, удельному весу авиации в пассажирских и грузовых перевозках уверенно занимало первые места в Аэрофлоте СССР.

Смотрите редкие исторические фотографии авиакомпании «Таджик Эйр», охватывающие период 1930-90-х годов.

Сталинабадские лётчики. Экипаж Ли-2. Командир Рогаченко, бортмеханик Дрожин, Бортрадист Хохлов. 1955 год.
Сталинабадские лётчики. Экипаж Ли-2. Командир Рогаченко, бортмеханик Дрожин, Бортрадист Хохлов. 1955 год.
Душанбе 1930 год, председатель Сталинабадского горсовета Абдукарим Розыков выступает на общегородском митинге в честь открытия нового столичного аэропорта и образования Душанбинского авиаузла. В том же году в Душанбе строится аэропорт первого класса. Год спустя, строятся аэродромы в Кулябе, Гарме, Пяндже, Дангаре, куда из Душанбе стали регулярно выполняться рейсы. На снимке один из двух первых пассажирских самолетов Юнкерс «F.13», поступивших для постоянной работы на воздушных трассах Таджикистана и одномоторный двухместный биплан У-2
Душанбе 1930 год, председатель Сталинабадского горсовета Абдукарим Розыков выступает на общегородском митинге в честь открытия нового столичного аэропорта и образования Душанбинского авиаузла. В том же году в Душанбе строится аэропорт первого класса. Год спустя, строятся аэродромы в Кулябе, Гарме, Пяндже, Дангаре, куда из Душанбе стали регулярно выполняться рейсы. На снимке один из двух первых пассажирских самолетов Юнкерс «F.13», поступивших для постоянной работы на воздушных трассах Таджикистана и одномоторный двухместный биплан У-2
Душанбе 1935 год, осенью в столицу Таджикистана поступило 7 новых пассажирских самолетов АНТ-9. В том же году впервые установлена постоянная авиасвязь с Худжандом, Кулябом, Джиргиталем, Джиликулем, Шаартузом, Дангарой и Яваном.
Душанбе 1935 год, осенью в столицу Таджикистана поступило 7 новых пассажирских самолетов АНТ-9. В том же году впервые установлена постоянная авиасвязь с Худжандом, Кулябом, Джиргиталем, Джиликулем, Шаартузом, Дангарой и Яваном.
Пассажирский самолет ПР-5 на воздушной трассе Душанбе – Хорог, 1940 год.
Пассажирский самолет ПР-5 на воздушной трассе Душанбе – Хорог, 1940 год.
Пассажиры в салоне самолета АНТ–9, совершающего рейс по маршруту Душанбе – Дангара, 1938 год
Пассажиры в салоне самолета АНТ–9, совершающего рейс по маршруту Душанбе – Дангара, 1938 год
Посадка пассажиров на борт самолета Ли-2 в душанбинском аэропорту, 1947 год.
Посадка пассажиров на борт самолета Ли-2 в душанбинском аэропорту, 1947 год.
1954 год. Перрон летного поля душанбинского аэродрома, на переднем плане экипажи лучших летчиков душанбинского авиапредприятия
1954 год. Перрон летного поля душанбинского аэродрома, на переднем плане экипажи лучших летчиков душанбинского авиапредприятия
23 декабря 1959 года, на Душанбинском аэродроме впервые приземлился Ил-18 - пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости. На снимке экипаж лайнера Ил -18 Таджикского управления гражданской авиации, в центре командир воздушного судна М. Юсупов. Душанбе 60–е годы
23 декабря 1959 года, на Душанбинском аэродроме впервые приземлился Ил-18 - пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости. На снимке экипаж лайнера Ил -18 Таджикского управления гражданской авиации, в центре командир воздушного судна М. Юсупов. Душанбе 60–е годы
Авиалайнер Ил-18 на летном поле Душанбинского аэропорта
Авиалайнер Ил-18 на летном поле Душанбинского аэропорта
Ближний магистральный самолёт Ил-14 на перроне летного поля Душанбинского аэропорта
Ближний магистральный самолёт Ил-14 на перроне летного поля Душанбинского аэропорта
На снимке самолет Let L-200 Morava чехословацкого производства на одном из горных аэродромов на территории республики. С 1964 по 1971 год самолёты использовались на местных линиях Таджикистана в качестве «воздушного такси».
На снимке самолет Let L-200 Morava чехословацкого производства на одном из горных аэродромов на территории республики. С 1964 по 1971 год самолёты использовались на местных линиях Таджикистана в качестве «воздушного такси».
На борту самолета Let L-200 Morava пилот Таджикского управления гражданской авиации Александр Мамараимов и пассажир. Таджикистан 1968 год. В те годы любой гражданин мог занять воздушное такси в аэропорту г. Душанбе срочно или по предварительному заказу и вылететь в любой район республики. Полёт на Мораве из Курган-Тюбе в Душанбе стоил - 6 рублей, а автобус - 64 копейки. Полет до Куляба 10 рублей, а на автобусе - 2 рубля.
На борту самолета Let L-200 Morava пилот Таджикского управления гражданской авиации Александр Мамараимов и пассажир. Таджикистан 1968 год. В те годы любой гражданин мог занять воздушное такси в аэропорту г. Душанбе срочно или по предварительному заказу и вылететь в любой район республики. Полёт на Мораве из Курган-Тюбе в Душанбе стоил - 6 рублей, а автобус - 64 копейки. Полет до Куляба 10 рублей, а на автобусе - 2 рубля.
Пассажирский самолёт Ту-134 в Ленинабадском аэропорту, 80-е годы
Пассажирский самолёт Ту-134 в Ленинабадском аэропорту, 80-е годы
Пассажирский самолёт Як-40К в аэропорту г. Курган-Тюбе, 80-е годы
Пассажирский самолёт Як-40К в аэропорту г. Курган-Тюбе, 80-е годы
Пассажирский самолёт Як-40 на аэродроме Мургаба
Пассажирский самолёт Як-40 на аэродроме Мургаба
1990 год, салон пассажирского лайнера Ту–154М, рейс Душанбе – Москва, стюардесса Ольга Илющенко предлагает пассажирам свежий номер газеты «Вечерний Душанбе».
1990 год, салон пассажирского лайнера Ту–154М, рейс Душанбе – Москва, стюардесса Ольга Илющенко предлагает пассажирам свежий номер газеты «Вечерний Душанбе».
В декабре 1977 года в Душанбинском аэропорту приземлился первый Ту-154Б-1. Бортовой № 85247
В декабре 1977 года в Душанбинском аэропорту приземлился первый Ту-154Б-1. Бортовой № 85247
28 декабря 1991 года из Куйбышевского авиационного производственного объединения в Душанбе прилетел последний Ту-154М. Бортовой №:-85717
28 декабря 1991 года из Куйбышевского авиационного производственного объединения в Душанбе прилетел последний Ту-154М. Бортовой №:-85717
Флаг-штурман летно-штурманского отдела ТУГА Борис Агоев и Герой социалистического труда пилот-инспектор летно-штурманского отдела ТУГА Борис Воробьев. Душанбе, 80-е годы.
Флаг-штурман летно-штурманского отдела ТУГА Борис Агоев и Герой социалистического труда пилот-инспектор летно-штурманского отдела ТУГА Борис Воробьев. Душанбе, 80-е годы.
-21
Мирзо Мастонгулов - первый среди таджиков пилот гражданской авиации. Начинал вторым пилотом на АН-2, в дальнейшем летал на всех видах гражданских авиалайнеров СССР. Был одним из первых, кто освоил турбовинтовой лайнер Ту-154. В 1991-1992 - начальник Таджикского управления гражданской авиации. С 1992 по 2001 год - первый Генеральный директор авиакомпании «Точикистон».
Мирзо Мастонгулов - первый среди таджиков пилот гражданской авиации. Начинал вторым пилотом на АН-2, в дальнейшем летал на всех видах гражданских авиалайнеров СССР. Был одним из первых, кто освоил турбовинтовой лайнер Ту-154. В 1991-1992 - начальник Таджикского управления гражданской авиации. С 1992 по 2001 год - первый Генеральный директор авиакомпании «Точикистон».

Оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagram, Viber, Яндекс.ДзенOK и Google Новостях.