Ровно год назад 25 марта произошёл пожар в Кемеровском ТРЦ "Зимняя вишня", закончившийся трагедией.
Это происшествие вскрыло целый ряд системных проблем, связанных с обеспечением пожарной безопасности в торговых центрах:
1. Система автоматической противопожарной защиты не в автомате и не была своевременно активирована.
2. Ряд эвакуационных путей заблокированы.
3. Не обеспечены организация мероприятий по эвакуации. Эвакуация по сути шла стихийно, бесконтрольно.
4. Объект был принят с серьезными замечаниями в области противопожарных требований.
После пожара был внесен ряд предложений различными общественными и политическими активистами, а также подготовлены инициативы от государственных органов надзора. Реализация части из них, например: переноса кинотеатров на первые этажи ТРЦ, была очень сложна в реализации и требовала серьезных инвестиций, другие же (увеличение частоты проверок ГПН и возвращение МЧС функций по приёмке зданий в эксплуатацию) требовали серьезных реформ в структуре самих органов надзора.
Несмотря на это, большая часть инициатив обрела форму законопроектов и была направлена на обсуждение в Госдуму. Сейчас основные изменения, касающиеся участия ГПН в проверке строительной документации, а также в выдаче заключения о соответствии (ЗОС) прошли два чтения и вероятно будут приняты до конца этого года.
Стоит отметить те два нововведения, которые были приняты отдельно и уже действуют. Во-первых введение риск ориентированного подхода фактически отменили надзорные каникулы при проверках пожарной безопасности. Во-вторых для торговых центров были разработаны специальные опросные листы, которые пожарный инспектор заполняет во время проверки. Появление таких чек-листов - это скорее шаг в сторону прозрачности проверок, который открывает также возможности по самоконтролю противопожарного состояния объекта для его владельцев, или управляющей компании.
Еще одно планируемое важное изменение - это отнесение торговых центров к категории объектов высокого риска с периодом проверки раз в два года.
Инициатива с размещением детских площадок не выше второго этажа зданий, несмотря отсутствие обязательства, закрепленного в законодательстве, всё-таки настоятельно рекомендуется к выполнению. Особенно это заметно в некоторых регионах, где предпринимателям указали на необходимость переноса детских зон на нижние этажи.
В целом изменения достаточно серьезные, будем ждать прохождения основной их массы через думу и реализации.