Найти тему
Классическая ГИТАРА

Никита Болдырев, эксклюзивное интервью

Оглавление

Никита Александрович Болдырев (b. 1987) — российский гитарист, автор музыки и педагог из Москвы. Ссылки на его ресурсы вы найдёте в конце статьи, а ниже — текст эксклюзивного онлайн интервью.

В вашей биографии на сайте сказано, что в 2001 году вы были включены в Книгу рекордов как «установивший мировой рекорд по скорости освоения гитарного репертуара». Можно рассказать по-подробнее, как это происходило и почему вообще случилось? Что это за репертуар, как фиксировался рекорд, каковы его «показатели»?

У меня был очень нестандартный старт в моём творческом пути. Я не шёл по «классической программе», которая подразумевает освоение упражнений, и два произведения в полгода. У меня был частный педагог с очень глубоким пониманием того, как должно происходить развитие того или иного ученика. Он очень точно разгадал мой психологический тип, и выбрал «количественную тактику».

Я приносил на занятия буквально каждую неделю то, что мне нравилось, мы это разбирали, и, даже не доделав, шли дальше. Таким образом, через полтора года у меня образовался репертуар из 56 произведений, которые я все помнил наизусть. Часть из них были слабо сыграны — это сложные композиции, которые и сегодня непросто сыграть хорошо. Другая часть из них были сделаны неплохо. «Рекорд» в этом и заключался — 56 произведений за полтора года наизусть.

Комиссия состояла из двух экспертов, Анастасия Бардина и Наталья Дмитриева — это педагоги Гнесинки. У них обоих не возникло восторга от такого подхода, хотя, Анастасия Бардина отнеслась к моему исполнительству несколько более благосклонно. Они «гоняли» меня по списку, просили сыграть то третью часть «Собора» Барриоса, то среднюю часть «Севильи» Альбениса, и так далее. Таким образом я испытание выдержал и рекорд был зафиксирован.

Отношение к нему у большинства гитаристов крайне скептическое. Честно говоря, я сам чуть ли не стеснялся этого достижения, но по прошествии многих лет (теперь я сам педагог) я поменял своё отношение. Это действительно было самым настоящим достижением, я работал на максимуме своих возможностей, и всё это благодаря тонкому подходу со стороны моего педагога. Людей, которые могут за полтора года показать такой результат с таким качеством, думаю, очень не много. И у меня нет сомнений, что для меня лично это был наилучший старт.

Какие ваши важнейшие проекты в настоящий момент и на будущее?

Для меня по большому счёту один главный проект — это я сам, моя программа, тот концепт, который я создаю и развиваю, лет, наверное, с двадцати. Это мои аранжировки джазовых стандартов и музыки, связанной с джазом (пусть даже косвенно), а также мои авторские произведения.

Ещё я бы отметил фестиваль «Эволюция гитары», который мы организуем вместе с Александром Кутейниковым, замечательным рок-гитаристом, преподавателем Гнесинской академии. У нас прошло уже три фестиваля, успешно, особенно последний. Как мне кажется, мы на правильном пути, создаём что-то действительно новое, со своей атмосферой, определённым подходом к выбору участников.

На какой гитаре или гитарах вы сейчас играете? Струны?

На концертах я в основном использую гитару Godin Grand Concert, с нейлоном. Это по большому счёту классическая гитара, но «с подключением».

Для студийной работы у меня две классических гитары, мастера Тимофея Ткача (ель) и гитара Perez (кедр), которую мне подарили как эндорсеру. Последняя — более мощная по звучанию.

Планирую сотрудничество с Alhambra, возможно, у меня появится классическая гитара с пьезо-датчиком. Также у меня есть Martin с железными струнами, но на ней играю не часто. Однако, для аккомпанемента она даёт некоторые преимущества (больше красок, если можно так сказать), и я её так и использую.

Струны (нейлон) — я в целом предпочитаю Savarez Cantiga. В последнее время ставлю также шлифованные D'Addario. На Martin ставлю 12 Elixir с высоким натяжением, потому что играю на пониженных строях.

Насколько много вы занимаетесь? Вы структурируете свои занятия каким-то особым образом (упражнения, пьесы, разучивание нового)?

Последнее время, к сожалению, мало, в силу семейных обстоятельств. Но когда идёт какое-то мероприятие, нахожу время, вплоть до того, что занимаюсь ночью в машине. Точное количество часов не могу назвать, но использую всё время, которое нахожу.

Если я серьёзно к чему-то готовлюсь — выстраиваю план по упражнениям, это зависит от репертуара. При проработке репертуара большое время уделяю игре под метроном, много работаю именно с метрономом.

Был период, когда я делал нового материала очень немного, но в последние пару лет я постоянно делаю что-то новое. Например, свои обработки на темы советской эпохи, музыки Никиты Кошкина, Юрия Маркина.

Какой важнейший совет(ы) вы можете дать тем, кто осваивает гитару?

На мой взгляд важно заниматься той музыкой, которую вы действительно любите, но делать это под руководством компетентных специалистов. Очень важен баланс между тем, что хочется, и тем, что нужно на данном этапе. Чтобы оба этих аспекта сосуществовали вместе.

Для «продолжающих» гитаристов я бы посоветовал сохранять стабильность, а на неудачи и препятствия реагировать с позитивным мышлением. Для ещё более «продолжающих» — не забывать, ради чего они пришли в гитару. Многих судьба так запутывает, что они начинают заниматься не тем, ради чего пришли в музыку.

Каких крупнейших гитаристов нужно знать и внимательно слушать? Вопрос касается ваших вкусов, по большей части.

В эпоху интернета у нас есть возможность узнать больше. Однако, нашими кумирами могут стать достаточно случайные люди, и это важно.

Из классических гитаристов мне нравятся современные, которые, как мне кажется, «переиграли» гитаристов всех времён. Это Aniello Desiderio, Zoran Dukić, Marcin Dylla, Артём Дервоед, Ровшан Мамедкулиев. Из джазовых — Joe Pass (центральная фигура джазовой гитары), Jim Hall, из современных — Ralph Towner, Sylvain Luc, Pat Metheny, по фингерстайлу — Tommy Emmanuel. Что касается перкуссионного фингерстайла — на эту культуру надо смотреть в целом, тут одного героя нет.

Что для вас музыка в предельно глобальном смысле? Это реальный язык общения со слушателем (играя, вы непременно «рассказываете историю», достоверно выражаете, передаёте чувства)? Или это всё-таки предельно абстрактное искусство, как у Стравинского, «музыка выражает только саму себя», а музыка лишь вызывает эмоции, но не может их достоверно передать без дополнительного, по сути немузыкального контекста?

Достаточно сложный и очень хороший вопрос. Когда-то я дал такое определение, что «музыка — это набор звуков, данный в субъективной логике». Это несовершенное определение, потому что то же самое можно сказать и о речи, например. Но для меня основополагающим моментом является наличие логики.

Есть такая позиция, которую в своё время высказал Джон Кейдж, а потом подтвердил Эдуард Артемьев, что музыка — это все слышимые звуки. Я с этим не согласен. Я считаю, что музыка начинается тогда, когда звуки начинают укладываться в некую логику. Даже если идёт речь о полном «отказе» от логики, как, например, в авангардной или экспериментальной культуре, отказ от правил — это тоже правило.

Музыка — это язык общения, и он очень человеческий. Майкл Райх как-то сказал, что человек не был бы человеком, если бы не музыка. Я с этим солидарен. Однако, музыке не нужны конкретные образы. Совокупность нот говорит сама за себя. В этом смысле я противник названий типа «Лунная соната», которое делает Бетховена более одномерным.

Насколько важно в музыке чисто техническое совершенство исполнителя? Можно ли «играть душой», обладая при этом ограниченными техническими возможностями?

Мне не очень нравятся сами термины «играть душой» или «играть музыкально» — это слишком абстрактные вещи. Если мы говорим про манеру исполнения, чувство стиля, то конечно есть примеры, когда исполнитель достаточно ограничен технически, но обладает блистательной манерой игры.

Ярчайшие примеры — Jim Hall, Miles Davis, Barney Kessel. Если послушать их пластинки, там всё далеко от совершенства в техническом смысле. Однако, там был настолько здорово отражён стиль, что эти музыканты вошли в Историю. В отличие, наверное, от тех, кто играл почище, побыстрее, но не поймали тех материй, которые уловили эти выдающиеся фигуры.

Должен ли «настоящий» музыкант испытывать потребность в концертной деятельности, выступлениях живьём? Удастся ли по-настоящему плодотворно заниматься музыкой без этого? Какие есть негативные моменты в профессии музыканта-исполнителя (если есть)?

Для себя я конечно не мыслю своей деятельности без концертной. Это в какой-то степени мой фундамент и моя точка отсчёта. Теоретически я могу предположить, что человек может быть выдающимся музыкантом, не выходя на сцену, выдавая и реализуя свои идеи на других «платформах», таких как студии или интернет, интернет-трансляции. Но всё же, чисто практически профессиональный музыкант без сцены не может обходиться, я таких примеров не знаю.

Негативных сторон в музыке особо не вижу. Если и есть в нашей профессии негатив, то он связан не с музыкой, а с человеческим фактором, который может закрасться в любую область, где только существует человек.

Какой может (или должен) быть основной источник дохода у гитариста?

На самом деле, доход может быть откуда угодно. Вспоминается Wes Montgomery, который всю жизнь работал сварщиком, и играл на гитаре для себя. И только в последние годы стал супер звездой. Поэтому доход и творческая деятельность могут быть не связаны. Скорее надо сказать, что для творческой деятельности важно иметь время, чтобы было когда заниматься.

Лично я стремлюсь к доходу из разных источников. Это и педагогическая деятельность, и концертная, разумеется. И интернет сегодня может приносить деньги. Чем больше, тем лучше — тем стабильнее твоё существование.

Какие основные проблемы отечественной гитарной сцены на данный момент (если такие есть)?

Особых проблем в принципе не вижу, у нас есть фестивали, много хорошего происходит в стране. Есть такая проблема (но не сцены, а вообще), что у некоторых влиятельных фигур всё больше и больше возникает монополия на то, кого пригласить на фестиваль или в филармонический абонемент. Это конечно ставит под удар сегмент музыкантов, которые ещё не так хорошо «зафиксировались» в гитарном мире, для них становится сложнее попадать на сцену, зарабатывать этим. Но это общая проблема, во всех сферах. Всегда так было и будет. Так что это, пожалуй, не «отечественная гитарная проблема».

Ссылки

Классическая гитара, путеводитель по каналу