Найти тему
Сквозь искусство

5 отличий синтетизма и клуазонизма

Оглавление

Всем привет! Сегодня попробуем немного другой формат. Пройдёмся по отличиям двух чрезвычайно близких друг к другу течений постимпрессионизма. И заодно узнаем чуть больше про синтетизм, который как раз стал следующим по хронологии направлением после клуазонизма.

Синтетизм - история зарождения

В прошлой статье о направлениях я писал про клуазонизм, теперь настал черёд рассказать про следующее направление, созданное теми же художниками, всего лишь пару лет спустя. В этот раз я расскажу о направлении через его различия с предшественником. Может так будет даже интереснее и явно куда понятнее :)

Поль Гоген - Пейзаж у Ле Пульду
Поль Гоген - Пейзаж у Ле Пульду

Контуры

В синтетизме контуры у предметов отсутствуют, в отличие от клуазонизма, где они играют значительную роль. Вы же помните, что техника получила своё название от французского “перегородка”. Это наверное самое яркое различие столь близких по духу техник постимпрессионизма.

Давайте я покажу вам на примере Гогена, как выглядят работы в стиле клуазонизма:

Поль Гоген - Зеленый Христос
Поль Гоген - Зеленый Христос

И чуть более крупно, чтобы увидеть характерные для клуазонизма контуры:

Яркие, толстые контуры на фигурах и элементах пейзажа у Гогена - типичный признак клуазонизма
Яркие, толстые контуры на фигурах и элементах пейзажа у Гогена - типичный признак клуазонизма

А теперь в примерах более позднего творчества Поля можно увидеть, как он отошёл от контурирования и выделения элементов. Например на картине "Мужчина, собирающий плоды дерева":

Поль Гоген - Мужчина, собирающий плоды дерева
Поль Гоген - Мужчина, собирающий плоды дерева

И чуть крупнее, чтобы увидеть, как наложена краска, без толстых контуров, но при этом техникой цветовых пятен:

Цветовое пятно-одежда на мужчине, серые пятна-козы, желтое нечто, изображающее траву - типичные признаки синтетизма.
Цветовое пятно-одежда на мужчине, серые пятна-козы, желтое нечто, изображающее траву - типичные признаки синтетизма.

Упрощение объектов

Если в клуазонизме мы чётко понимаем где один важный элемент композиции, а где другой, то иногда нам сложно понять лишь по косвенным признакам, где кончается дом и начинается поле, потому что граница между крышей, стенами и фундаментом могут полностью отсутствовать, намекая друг на друга лишь разными цветовыми пятнами. В картинах же клуазонистов мы всегда можем различить границы объектов, а не только приближенные к абстракции объекты.

Для примера идеальным будет полотно Поля Серизье, он как никто смог на одном полотне передать всю суть синтетизма, упростив изображение до максимума (но не до абстракции), наделив его символами и передав все свои ощущения от изображенного воспоминания:

Поль Серюзье - Талисман. Мы вроде бы видим здесь пейзаж с осенним лесом, домиком и отражением деревьев в воде, но при этом изображение настолько лишено деталей, насколько это в принципе возможно.
Поль Серюзье - Талисман. Мы вроде бы видим здесь пейзаж с осенним лесом, домиком и отражением деревьев в воде, но при этом изображение настолько лишено деталей, насколько это в принципе возможно.

Идеология

Важно понимать, что у клуазонизма не было идеологии. Это всего лишь новая техника живописи, хотя и, безусловно, новаторская и выразительная. Синтетизм же, напротив, не только родился из клуазонизма, как эволюция техники, но так же и нёс в себе определённую идеологию. В основе движения лежит желание художников соединить в себе три постулата: внешний вид изображаемого предмета, свои субъективные переживания об изображаемом предмете и, конечно же, эстетичность линии, формы и цвета.

Здесь мы снова посмотрим на работы Луи Анкетена, про которого я рассказывал в прошлой статье о клуазонизме. В работах Анкетена есть все три основные признака, свойственные идеологии синтетизма. Просто посмотрите на эти работы:

Луи Анкетен - Автопортрет с трубкой. В этом автопортрете прекрасно всё - и линии, и цвет и идея, воспоминание о себе, наполненное самоиронией и самолюбованием.
Луи Анкетен - Автопортрет с трубкой. В этом автопортрете прекрасно всё - и линии, и цвет и идея, воспоминание о себе, наполненное самоиронией и самолюбованием.
Луи Анкетен - Скачки.
Луи Анкетен - Скачки.

Доминирующие сюжеты

В эпоху постимпрессионизма выделить доминирующие сюжеты становится гораздо сложнее, особенно, когда речь идёт о технике исполнения, а не сюжетного течения, как например интимизм. Тем не менее в технике синтетизма превалирующую роль играют пейзажи и жанровые сцены, в то время как портрет уходит уже на второй план. Этого же нельзя сказать о клуазонизме. Художники использовали эту технику практически для любого сюжета и жанра. Можно увидеть как натюрморты и портреты, так и жанровые картины или пейзажи.

Ниже несколько типичных работ в самых популярных сюжетах синтетизма:

Эмиль Бернар - Средневековая сцена.
Эмиль Бернар - Средневековая сцена.
Эмиль Бернар - Горы в Ле Пулду
Эмиль Бернар - Горы в Ле Пулду

Карл Нордстем - Грозовые облака.
Карл Нордстем - Грозовые облака.

След в истории искусства

Я думаю, что не совру, если скажу практически за всех, что мало кто слышал о клуазонизме, в то время как о синтетизме или символизме, так или иначе слышал каждый. И дело здесь не только в том, что клуазонизм являлся лишь живописной техникой, а синтетизм - именно направлением в живописи, а скорее в том, какие имена стоят за ними. Да, Гоген, Ван Гог, Анкетен, Бернар - все они использовали в разные периоды техники, заложенные в основе клуазонизма, но быстро переросли это увлечение, остановив свой творческий потенциал на синтетизме на долгое время, лишь в двадцатом веке переключившись на новые течения или усовершенствовав свою технику. Однако как бы мимолётен период клуазонизма не был, это не значит, что о нём не нужно знать. Им стоит любоваться и радоваться каждому стоящему полотну, как видению цветущей сакуры - пусть и недолгому, но поистине прекрасному.

Вместо послесловия

Надеюсь, что вам понравился новый формат статей :) Очень хочется услышать ваше мнение в комментариях.

Если ещё не читали, то обязательно прочтите про клуазонизм, это направление стоит вашего внимания. Так же рекомендую узнать и про интимистов. Вскоре вас ждёт ещё больше статей про наших с вами современников и уже классиков конца 19 - начала 20 века!

Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, я всегда рад обратной связи.