Наталья переехала в Австрию 4 года назад, где ей удалось добиться того, о чем мечтает каждый молодой специалист, приехавший в новую страну. Когда вопросы визы, финансов и поисков личного счастья решены, остается нечто важное, в чем нам всем иногда нужна помощь: поиски собственного пути к гармонии и полноте жизни. В интервью с Натальей мы обсудили почему она решила начать работу с психологом и какие открытия она сделала в процессе работы со специалистом.
Расскажи, пожалуйста, как давно ты живешь за границей?
Я живу в Австрии 4 год. Я из Сибири, из Новокузнецка - это такой промышленный город в центре России. По профессии я UX/UA дизайнер, работаю в IT 7 лет, 4 из них - UX/UA. Профессию я сменила после переезда – это была отличная возможность начать с нуля.
Что подтолкнуло тебя к переезду?
Однажды во время отпуска я попала в Будапешт и мне там очень понравилось. Пришла идея, что было бы здорово переехать в Европу. На тот момент у меня все было в порядке в плане карьере: я работала как Product manager в сфере IT. Вместе с тем, у меня не было ни квартиры, ни серьезных отношений, и в стране ничто не держало. Я понимала, что в любой момент могу вернуться обратно.
Ты приехала сразу на работу или как студентка?
Я приехала по студенческой визе, параллельно нашла удаленную работу в своем городе. Я поступила на специальность, которая казалась мне близкой к тому, чем я занимаюсь - Бизнес-информатику. В процессе поняла, что знания, которые дает программа, далеки от практики, поэтому заканчивать обучение я не стала.
Почему именно Австрия?
В Австрии были подходящие условия для получения визы, кроме того, это лучшая страна для жизни.
Сколько времени занял весь процесс эмиграции?
Два года от идеи до приезда в Австрию, и еще два - до получения нормальной работы и постоянной визы.
Тот момент, что ты решила обратиться к психологу, как-то связан с твоим переездом и жизнью на новом месте?
Моя терапия не связана с проблемами, которые принято считать типичными для эмигрантов. Я не страдаю от одиночества, у меня есть друзья и сложившийся круг общения. Я не скучаю по Родине, не думаю о том, чтобы вернуться. Для меня заниматься с психологом – тоже самое, что ходить в спортзал. Логика такая: если я занимаюсь с тренером, то занятия будут эффективнее.
К слову, многие мои друзья ходят на терапию и для большинства это положительный опыт. Как только у меня появилось время и возможность заниматься на постоянной основе, я решила попробовать. На мой взгляд, возможность разобраться с собой – это очень круто.
Получается, в твоем случае к решению подтолкнул круг общения?
Да, мои друзья иногда рассказывали интересные истории из этой сферы, делились опытом работы с разными специалистами.
Это было твое первое обращение к психологу?
Нет, в 2018 у меня была одна консультация. Поясню, что так как я живу в Австрии, найти специалиста для очных занятий не так просто. Логично, что местные консультанты работают на немецком, а он у меня не на таком уровне, чтобы рассуждать о высоких материях, делая сложные аллегории. На английском языке говорить о таких вещах проще, но выбор специалистов серьезно ограничен.
Кроме того, я хотела найти человека, которому будет понятен мой менталитет и ключевые события моего детства. Не думаю, что слова “перестройка”, “90-е” и “советская власть” будут близки местному терапевту.
Расскажи, как сложился твой первый опыт терапии?
Сначала я пробовала заниматься с психологом, которого мне посоветовала подруга, по Skype. Проблема была в том, что она явно мыслила стереотипами: в какой-то момент сказала, что во мне преобладает мужская часть и надо готовить ужины своему парню. На что мне пришлось ответить, что я вообще не готовлю! Закончили на совете купить платье в цветочек, после чего стало ясно, что это точно не мой специалист.
Ты решила продолжить поиски?
Да, но выбирать было особенно не из кого. Из русскоязычных подруг только одна ходит на терапию, а у немецких друзей спрашивать бесполезно – по причинам, которые я описала выше. В итоге, решение нашлось совершенно случайно. Я увидела пост основателя сервиса по подбору специалистов онлайн, ребята тогда делали исследование в области customer development. Это как раз моя сфера, мне было интересно попробовать. Тем более, что я точно попадала в ЦА: живу за границей и хочу заниматься удаленно.
Как выглядел процесс подбора?
Я указала важные мне моменты и мне предложили две кандидатуры на выбор. Прежде всего мне хотелось, чтобы человек, который будет со мной заниматься, имел опыт жизни или учебы за границей. Казалось, что так он или она будет лучше понимать специфику происходящего в моей жизни.
Почему для тебя был важен бэкграунд твоего психолога?
Я боялась столкнуться с патриархальным подходом, негативным отношением к геям/мигрантам. С какими-то комментариями, которые не совпадают с моей системой ценностей.
С каким запросом ты пришла к психологу? С какими темами хотела поработать?
Мне хотелось обсудить тему баланса в работе и личной жизни. Выстроить отношения между двумя этими сферами. Возможно, в перспективе разобраться со старыми травмами, идущим из детства: мне кажется, это есть у всех.
Как получилось, что именно баланс работы/личного вышел на первый план? Переезд как-то повлиял на это?
Когда я переехала, то сменила сферу работы и полностью погрузилась в карьеру. Мне пришлось начинать почти с нуля, и чтобы компенсировать разницу, я 80% времени занималась развитием рабочих навыков. В какой-то момент дошло до того, что меня спрашивали – неужели я все время работаю? - я отвечала, что все нормально. В какой-то момент встал вопрос, а как вернуться в обычный режим.
В целом, у меня нет разделения на работу личную жизнь, они сплетены. Я работаю с друзьями, общаюсь вне рабочих проектов с коллегами. Поэтому поиск баланса в этих сферах для меня актуален.
Как сложились твои отношения со специалистом? Оправдались ли ожидания?
Да, я считаю, что сделала правильный выбор. Мы работаем в формате психодрамы и на последней сессии полностью перешли на английский, потому что мой бойфренд – американец и мне нужно было сыграть его. Это классно, когда психолог может так легко перейти на английский и без проблем поддерживает беседу. Я хотела работать со специалистом, у которого широкий кругозор и взгляд на мир.
Кстати по поводу психодрамы - тебе было важно, к какой школе принадлежит психолог?
Нет, я не специалист и не готова рассуждать о том, что лучше, а что хуже. Когда мне сказали, что будет психодрама, я подумала: ну ок. Позже узнала от Анны (имя психолога), что это учение зародилось в Вене одновременно с учением Фрейда. Позже я рассказала подруге с психфака, что занимаюсь психодрамой и она сказала, что это классно и интересно. Мне пока нравится.
У тебя возникли какие-либо сложности в терапии?
Я могу указать несколько моментов. Например, отсутствие четкого вопроса, по которому я хотела бы получить помощь. Возможно, в процессе раскроются какие-то дополнительные слои, но пока у меня нет четкого понимания, как это будет происходить. Еще один забавный момент возник уже на стороне психолога.
Не так давно она спросила, отношу ли я себя к элите, в связи с тем что общаюсь с первыми лицами государства, работаю на крутой работе и так далее. Спросила, не смущает ли меня скромная обстановка наших занятий (звонки по скайпу и дома, а не из шикарного кабинета), и этот вопрос поставил меня в тупик. Если честно, даже не думала об “элитарности” в таком контексте.
Как долго ты занимаешься и с какими интервалами?
Три месяца, каждую неделю по воскресеньям. По словам терапевта - это идеальный вариант на первых этапах. Недели как раз достаточно для того, чтобы прошли определенные процессы, что-то немного изменилось.
У тебя были какие-то неожиданные открытия, флэшбеки?
Да, был очень неожиданный момент. На работе я самая младшая в менеджменте и моя работа подразумевает принятие решений и нужно быть очень tough - уметь говорить “нет” мужчинам c-level корпораций. То есть на работе я очень жесткий человек - всегда говорю, что думаю, очень прямо. И мне тяжело было возвращаться в образ милой спокойной девушки. Мы разбирали этот момент с психологом и теперь я четко ловлю момент, когда нужно переключить тумблер. В голове будто щелкает “тааак, это еще работа”.
Это очень интересно, так как раньше я не обращала на это внимания, сейчас могу сознательно стать более нежной, когда нахожусь рядом с бойфрендом. Какое-то время назад было сложно сидеть на романтическом ужине и не обсуждать запуск новой фичи для нашего продукта. Я научилась говорить не только об этом. Оказалось, что у нас с бойфрендом очень много общих интересных тем – помимо работы.
А как ты считаешь, в этом вообще есть какая-то проблема – приходить с работы и продолжать обсуждать работу?
Я не считаю это проблемой, с друзьями мы много обсуждаем совместные проекты, планы. Дело скорее в том, как я общаюсь в разных контекстах. На работе я абсолютно рациональный человек – грубо говоря, я не расстроюсь и не расплачусь, если услышу что-то жесткое в собственный адрес. Но в обычной жизни мне хотелось больше подключить эмоции, дать пространство этой части своей личности. Думаю, впереди еще много работы, хотя первые сдвиги уже заметны.
Кстати по поводу сдвигов и ожидаемого прогресса – как долго ждать результатов? У тебя есть представление, сколько времени займет терапия?
Я думаю, что как минимум полгода. Как мне объяснила мой психотерапевт, процессы идут по спирали. Сначала мы обсуждаем легкие темы, мои отношения с окружающими, с моим парнем. Все, что лежит на поверхности. А потом переходим к детским травмам и тому мраку, что там может скрываться. По словам специалиста, если попытаться резко приступить к изменениям, это может вызвать бунт и протест. Поэтому я настроилась на длительный процесс и стараюсь держать это в списке приоритетов.
Что такое для тебя терапия одним предложением?
Терапия - это путь к себе, а терапевт – проводник на этом пути. Зачастую мы заняты только внешними вещами и не заглядываем в свой внутренний сад. Возможно, именно там можно найти ответы на вопросы, которые бесполезно искать во внешнем мире. Я уверена, что наши проблемы зарождаются в голове и если поменять мышление, то окружающий мир изменится зеркально. Для кого-то это может стать шансом изменить жизнь не уезжая из страны.