Найти тему
Нариман Масимов

«Ночной странник» Ярослав Гжендович

Польская фантастика. Это уже стало, как отдельный жанр в фантастике. Не стала исключением и книга фантаста Ярослава Гжендовича — Ночной странник. Первая часть из цикла «Владыка ледяного сада» написанная в 2005г.

В центре сюжета далекая планета — Мидгард. В будущем человечество находит эту планету. Которая не поддается изучению. На ней не работает техника, но есть что-то похожее на магию. Начать масштабную исследовательскую деятельность не могут — боятся разрушить уклад и мир планеты. Отправлена тайная экспедиция в составе восьми человек. Но они не подают признаков жизни, не выходят на связь — уже 4 года. Спросите, как они подадут признаки жизни, если техника-то не работает? Я тоже задался этим вопросом, но ответ вскользь раскрывается от главного героя. Главный герой — Вуко Драккайнен (финн, хорват и что-то еще) с непростой судьбой. Его выбрали для спасательной миссии, предварительно обучив и научив. Автор дает представление о родном мире героя:

Всю мою жизнь, где бы я ни оказался и что бы ни делал, мною управляли миллионы правил. Тысячи чиновников форматировали любую мою мысль и поступок. Здесь меня никто не опекает. Могу напиться, подвернуть ногу, взлететь на воздух из-за собственного термического оборудования или провалиться в какой-нибудь колодец. Все – на собственный страх и риск. Боже мой, какое облегчение!

С самого начала в глаза бросается подача материала. Это нетривиальный подход. Рассказ в первой главе от первого лица, далее чередуется с третьим. И естественно эти перемены не могут не переключать в голове режимы чтения. Они очень грамотно подобраны. Надо прочувствовать, что в голове в главного героя? Вот вам мысли переживании или сомнений. Боевая сцена? Тотчас в голове рисуются образы и движения описанные автором. Сцены от первого лица написаны очень натурально, чувствуешь, как ему становится мокро, неудобно, голодно.

С определением жанра придется притормозить. У главного героя задание отыскать своих «земляков», не вмешиваясь в дела аборигенов. Это как «Трудно быть богом», только с магией. А вот стилизация поисков Драккайнена, как у другого польского писателя в «Ведьмаке». Монстры, мистика и дух средневековья. Мрачная атмосфера произведения взята у Абемкромби — все элементы темного фэнтези, как у него.

В самом начале немного странновато смотрится переход от техногенного будущего к средневековым реалиям. А вот привыкнуть к ней помогает именно главный герой, который сам ничего не понимает.

—Я уже пять раз тебя убил! — орал, разъяренный до предела.— Перестань ЖИТЬ! Что это, вообще, за дурость! Что за придурковатый мир! Только Бабы-яги на метле не хватает! Что, волшебный котелок прискачет и поклонится мне?! Тварь будто послушалась: тихо зашипела и сделалась недвижима.

Он пытается оправдать происходящее, придать ему логическое объяснение. Не могу сказать, что он достоверно ведет себя в магическом средневековье, но есть отмазка на все — его учили. Учили ездить на лошади, сражаться на мечах, смотреть на необъяснимые явления. Да, есть ощущение что чересчур сильный, но это не делает его Мэрри Сью. Понимая с чем ему придется столкнутся, его современные гаджеты кажутся ерундой.

Он пытается пройти мимо несправедливости. Борьба с самим собой продолжается не долго. Его прислали с конкретной миссией и указаниями. Но человек внутри его понимает, он здесь — и он может помочь. Бремя «невмешательства» не такое сильное как у дона Руматы. Он сильнее его, современный человек, он гуманен. Лично это качество мне и понравилось в нем.

Кроме вживленного в его голову органического компьютера, ему помогает, не потерять голову — чувство юмора и цинизм.

Чувствую себя алкоголиком на арабской свадьбе. Неадекватно. И одиноко.

В книге есть и второстепенная сюжетная линия. И с ее появлением мы чувствуем, как автор меняет стиль написания. В самом начале Вуко чеканит фразы, они короткие, жесткие. Как только он осваивается, то он становится разговорчивее и напряжение неизвестности исчезает. Это сказывается и на бумаге. Персонаж развивается в плане «осваивания на чужой территории». К сожалению его рост, как персонажи на этом заканчивается. Наедимся на будущее.

А главный герой второй линии - Принц Теджарук, растет. В прямом смысле на наших глазах. Он взрослеем и переживает все тяготы молодого наследника трона. Понять всю глубину его персонажа нам поможет истории его жизни. И одной из этой истории я был поражен. Потрясающая первая глава с — дикими зверьками. Сразу ясно, что это будет за персонаж и кто его окружает. Очень сильная глава, я считаю ее жемчужиной произведения. Ты по неволе сочувствуешь этому персонажу, и ждешь не меньше, чем героя основной линии. История становления государства, неудобные религиозные вопросы. Этот персонаж, коренной житель планеты, с его помощью мы лучше узнаем место действии. Народ этой планеты, его богов и то, что заставляет их падать на колени.

Первая часть книги, как лакмусовая бумага. Она проверяет. Это своего рода приквел для дальнейшего развития сюжета. Тут очень обрывистый и медленный сюжет. Действии не так много, как хотелось бы, но это только начало. Автор начиняет взрывчатку, надеюсь, для дальнейшего взрыва. Есть что показать. Не раскрыта структура магии, божественные существа. Есть задел для большого продолжения.

После прочтения у меня было ощущение неполноты. Меня обманули. Штампы и логичные концовки — для слабаков! Дочитываешь книгу, а там…

Книга отлично подойдет любителям темного фэнтези. Мне очень понравилось. Да, книга не вносит что-то свежее в жанр, но заставляет рассмотреть старое, под другим углом. Появляется желание продолжения банкета. Я про него обязательно напишу.

Читаем хорошие книги

P.S. Просмотрите перед прочтением полотна Босха. Пригодится lв правильном восприятии (если вообще он существует).