Посмотрел на себя в зеркало. Лицо, прямо скажем, немолодое, со следами бурно прожитых лет. Вкусы опять же старперские: как волка ни корми, а все на хипов да цеппелинов тянет. А кстати, был же у Uriah Heep альбомчик под названием "Посмотри на себя". Вот его и послушаем в миллионный раз, о нем и порассуждаем.
Как говорят фотографы, "проявил себя - закрепи". К 1971 году, имея за плечами два альбома, группа Uriah Heep сумела заинтересовать публику своим нестандартным подходом к музыке. Оставалось закрепить успех, чтобы уверенно двигаться вперед по тернистому пути рокеров-новаторов.
У музкритиков принято считать, что на альбоме "Look At Yourself" 1971 года группа Uriah Heep окончательно обрела свой почерк, отсекла все лишнее и вышла на новый, более высокий уровень. Хотя я склонен думать, что свой почерк банда обрела с той минуты, когда впервые начала репетировать с клавишником Кеном Хенсли, который со своим органом органично вписался в состав, двигающийся в направлении новаторского жанра "хард рок". Но действительно, первый диск коллектива был ещё недостаточно продуман, чувствовалось, что музыканты только ищут свой стиль. Правда, все фирменные фишки уже присутствовали - многоголосие, органные пассажи, контраст лирики и тяжести... Однако наряду с сильной открывающей вещью "Gypsy" и ярким кавером на известную балладу "Come Away Melinda" был на пластинке и сырой материал, где кондовый блюз соседствовал с первыми пробами в области мелодичного харда. Та же картина наблюдалась и на втором альбоме "Salisbury", который хоть и дал группе хит в виде "Lady In Black", содержал уж очень разношерстные произведения. Нет, они были хороши, однако цельного впечатления не создавали, образ рассыпался на яркие, но кусочки. А вот "Look At Yourself", словно мощный кулак, впечатывался в сознание слушателя. Это уже был не набор самородков, а полноценный увесистый слиток чистого золота. И подлинным бриллиантом на нем сияла самая, пожалуй, известная песня группы, шедевральная "July Morning". А также ещё шесть композиций, каждая из которых содержала в себе маленькие музыкальные открытия: вводящая в транс, мощнейшая концовка песни "Look At Yourself", игра света и тени в I Wanna Be Free, акустическая вставка в середине быстрого рокешника "Tears In My Eyes", джазовый шаффл в балладе "What Should Be Done". Протяженная пьеса "Shadows Of Grief" - целое пиршество для меломана: смены мелодии и темпа, длинные инструментальные пассажи, виртуозное исполнение...
Да, альбом заслуживает самых восторженных слов. Но вот тревожный момент: на "открывашке", одноименной с альбомом композиции "Look At Yourself", звучит вокал не Дэвида Байрона, а Кена Хенсли. А ведь это первая вещь, по которой судят обо всем альбоме, да к тому же изданная на сингле. Не отсюда ли пошла трещина в отношениях этих двух амбициозных людей? В дальнейшем Хенсли говорил, что он спел, потому что в этот день Байрон был не в голосе. Но простите, запись альбома длится не один день, студийного времени у группы было достаточно, и наложить вокал можно было и попозже. Может быть, Хенсли в тот момент и не придал этому значения, а вот Байрон щелчок по самолюбию наверняка получил. (Пять лет спустя произошел аналогичный случай - открывать альбом "High & Mighty" поставили песню с ведущим вокалом Джона Веттона. Байрон к тому времени уже был в опале...)
Хенсли к 1971 году стал ведущим автором группы. Он единолично сочинил четыре песни из семи, вошедших на диск, две были написаны в соавторстве с Байроном, и одна - триумвиратом Хенсли/Байрон/Бокс. Время выражать недовольство ещё не настало, но такого человека, как Байрон, это не могло полностью устраивать, ведь группу создали они с Боксом, а пришедший в последний момент Хенсли на глазах подминал ее под себя. Тем не менее, обиду, если она и была, пришлось задвинуть подальше: Хенсли переживал творческий подъем, группа играла блестяще, певец мог исполнить самые сложные партии, и будущее казалось безоблачным. (Следующий, 1972 год стал высшей точкой творческого пути Хип).
В лирике альбома проявились темы, которые впоследствии не раз затрагивал Хенсли. Вторая песня, музыкально построенная на контрастах "I Wanna Be Free" - "Я хочу быть свободным", открывает целый пласт в творчестве Кена, посвященный мотивам освобождения. Судите сами: "Sweet Freedom", "Free Me", "Free Spirit"... На альбоме Хенсли "Faster" (2011) первая же вещь называется "Set Me Free (From Yesterday)", то есть тема актуальна для него и посейчас. Эх, Кенни, послушай мудрого человека: от себя не убежишь.
Впрочем, Хенсли и сам мастер давать советы. В титульной композиции он призывает искать корень всех проблем в самом себе, а в песне "What Should Be Done" выступает от лица некоего гуру, который учит молодежь, что такое хорошо и что такое гадость. Байрон, вжившись в роль, убедительно исполнил песню, однако в реальной жизни и не подумал следовать поучениям Хенсли. Кончилось это печально... А Кен и в дальнейшем вносил в тексты песен философские сентенции, и даже внешне стал похож на того самого гуру, посвященного седьмой степени, посещавшего Шамбалу. Послушайте хотя бы "Wise Man" или "Proud Words On A Dusty Shelf".
Обложка альбома "Look At Yourself", как все знают, имитирует зеркало и выполнена из фольги (идея принадлежит Мику Боксу). Поскольку отражение в фольге деформировало черты лица, фотографии музыкантов на обратной стороне конверта тоже представляли искаженное изображение. Когда появились компакт-диски, фольгой пришлось пожертвовать. Скучные времена...
Создать кульминационную концовку песни "Look At Yourself" помогли участники группы Osibisa со своими тамтамами и прочей перкуссией.
Партию мини-муга в песне "July Morning" исполнил Manfred Mann.
Состав Uriah Heep на тот момент был таким:
David Byron lead vocals
Mick Box guitars
Ken Hensley keyboards, guitar, vocals
Paul Newton bass
Iain Clark drums
Альбом был записан в июле 1971 года, в продажу поступил в сентябре. Продюсер - Gerry Bron.
Резюмируя, скажу: вооруженная таким убойным материалом, группа Uriah Heep была в авангарде революционных масс, которые на рубеже десятилетий совершали музыкальный переворот. На передний фронт уверенной поступью выходили такие жанры, как хард, прогрессив, фьюжн, а двигали их войсковые части в лице Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, Yes, ELP, King Crimson, Soft Machine, Mahavishnu Orchestra и многих других, включая и наших героев.
- Однако я собирался сделать маленькую заметочку, а накатал целый трактат. Больше не буду смотреть в зеркало:)