Внизу будет видео из кабины, но вначале небольшой ликбез для интересующихся.
Заходы на посадку бывают точными и неточными. И дело не в том, каким был итоговый результат посадки - попал пилот на полосу или нет, - различие обусловлено оборудованием, которое используется для наведения самолета на ВПП - взлетно-посадочную полосу. Если оборудование, используемое для захода на конкретную ВПП, позволяет контролировать процесс снижения самолета по глиссаде - предпосадочной прямой (то есть, определять отклонения "выше"/"ниже"), то такой заход считается "точным". Если наведения в вертикальной плоскости нет - то "неточным".
Только и всего.
Хотя не "только". Уже по определению "точный/неточный" можно понять, что положение самолета в пространстве определяется с разной точностью. Поэтому очевидно, что при выполнении точных заходов на посадку - например, по курсо-глиссадной системе ИЛС - в плохих погодных условиях (в тумане, скажем), пилот имеет право снижаться ниже и ближе к полосе, нежели при заходе по одиноко стоящему в сторонке от полосы радиоприводу. ИЛС - инструментальная система посадки - позволяет с большой точностью определять отклонения самолета по курсу и глиссаде на предпосадочной прямой. Более того, в зависимости от конкретной ВПП и самолета возможно выполнение автоматической посадки - это когда самолет выполняет приземление сам, а некоторые самолеты способны и направление выдерживать после посадки! И метеоусловия, в которых возможно выполнение безопасной посадки, впечатляюще плохие - например, в условиях видимости не более 175 метров... и даже хуже!
Видео автоматического приземления я еще вам как-нибудь покажу, а пока что, если кому интересно почитать статьи про посадку самолета и автоматику:
Как все-таки приземляются самолеты?
Автоматическая посадка самолета
В общем, точные заходы на посадку довольно-таки скучны... Либо сам держи "стрелочки" в центре, либо доверь их выдерживание автопилоту - обязательно попадешь на полосу.
С неточными заходами все гор-р-раздо интереснее! И пусть благодаря гению инженерной мысли современным самолетам в общем-то нет особой разницы в том, какой заход выполнять - навигационные системы позволяют определять позицию в пространстве с недоступной нашим дедам точностью*, - иные схемы захода выглядят совершенно нетривиальными на фоне прямых илсовских глиссад
*При условии, что вояки не вмешиваются в работу GPS и других спутниковых систем.
Взять, к примеру, заход по радиомаяку VOR. Если этот маяк расположен строго в створе ВПП посадки, то особенностей значительных нет - самолет снижается на него по радиалу, совпадающему в пространстве с продолженной осью ВПП. Но так бывает не всегда, куда как чаще VOR стоит где-то в сторонке, и вот тогда схема захода строится так, что самолет подходит к полосе под углом, и наступает прекрасный момент, когда пилот, установив визуальный контакт с полосой и ее ориентирами, должен отключить автопилот и, "довернув" на полосу, выполнить посадку в ручном режиме. Автоматические приземления после неточных заходов недоступны даже современным самолетам.
Не то, чтобы углы доворота были значительными. Но иногда, когда ты летишь еще на приличном удалении и не видишь полосу намеченной посадки, но видишь что-то похожее на нее - другую полосу, рулежку, шоссе - может появиться огромное желание приземлиться не совсем там, где надо. И истории знает довольно-таки большое количество происшествий, с этим соблазном связанных.
В общем, даже в ясную и спокойную погоду выполнение иных неточных заходов доставляет пилоту куда больше удовольствие, чем банальный заход по точным системам. А если погода отличная, но воздух бурлит - то есть, полет проходит в условиях болтанки, - то захода на посадку становится абсолютно нескучным, приходится "шуровать" руками и ногами, чтобы и скорость выдержать в установленных пределах, и на полосу вывернуть, и не уйти "выше/ниже".
На видео ниже - заход в аэропорту Ченнай, Индия, на полосу 12. Он примечателен всем тем, что я написал выше, и кроме того, сама полоса довольно-таки короткая - ее посадочный торец значительно смещен (это хорошо видно перед посадкой на видео), поэтому при посадке надо быть особенно внимательным - не перелетать сверх меры.
Стало интересно?
Почитайте небесные истории о нескучных аэропортах и посадках в них!
Как олигархи попадают в Куршевель?
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Эти и другие рассказы о лётной работе на канале Небесные истории