Найти тему
Андрей Семёнов

Плёнка. Дело не в количестве

"Не я придумывал правила – почему я должен им следовать?"
Юджин Смит, интервью

Расхожий штамп гласит, что фотографирование на пленку учит нас обдумыванию кадра, тщательному подходу и прочему полезному дзену. Но любое правило хорошо тем, что ему можно не следовать, хорошо это или плохо — другой вопрос. Обратимся к классикам.

Пол Фуско, снимая свой хрестоматийный репортаж о похоронном поезде Роберта Кеннеди, за несколько часов сделал около 1000 кадров на Kodachrome, используя три камеры.

“RFK Funeral Train,” 1968 - Paul Fusco
“RFK Funeral Train,” 1968 - Paul Fusco

Леонард Маккомб снимал для Life репортаж о девушке, которая выбрала карьеру и работала в офисе рекламного агентства, вместо того чтобы стать домохозяйкой, учительницей или секретаршей. Для понимания — в 1948 это был серьезный вызов обществу. На журнал обрушилась лавина писем в которых было весь набор — от возмущения до до восхищения.

Маккомб снимал 4 недели непрерывно, находясь всё это время рядом со своей героиней. Из 4000 тысяч снимков (это примерно 110 роликов пленки) журнал опубликовал 30.

-2

Юджин Смит, приехав в Питсбург для выполнения задания, на которое отводилось три недели, задержался там на год и сделал 11 000 снимков. В результате еще двух поездок количество кадров выросло до 17 000, из которых для агенства он выбрал 200.

Eugene Smith's Pittsburgh Project
Eugene Smith's Pittsburgh Project

Eugene Smith's Pittsburgh Project
Eugene Smith's Pittsburgh Project

Отдельного упоминания заслуживает история, в которой он арендовал лофт (на этот раз в Нью-Йорке, номер 821 на Шестой авеню) и, поселившись в нём, непрерывно снимал с шести камер всё происходящее на улице — всё, что видел из окна. Благо не надо было далеко ходить для проявки и печати, всё было под рукой, тут же, и он заполнял помещение отпечатками и занимался этим — съемкой и печатью — по двадцать часов в день.

Eugene Smith в окне на 4 этаже лофта на Шестой авеню, 821
Eugene Smith в окне на 4 этаже лофта на Шестой авеню, 821

Но чемпион этого поста — Гарри Виногранд. В конце жизни он приехал в Калифорнию. После его смерти в 1984 было обнаружено более 2500 непроявленных пленок. Еще 6500 пленок были проявлены, но не напечатаны. С 3000 пленок были сделаны контакты, но какой-либо обработке подверглось лишь несколько кадров. Джон Жарковски, бывший тогда директором фотоотдела Нью-Йоркского музея современного искусства, писал по этому поводу, что в Лос-Анджелесе за все годы Виногранд сделал порядка 300 000 (трехста тысяч) снимков, на которые потом даже не взглянул. Может быть дело в камере с автоматической перемоткой, которой он обзавёлся двумя годами раньше, а может в чем другом.

Гарри Виногранд с дочерью Мелиссой,  Лос-Анджелес, 1983 год
Гарри Виногранд с дочерью Мелиссой, Лос-Анджелес, 1983 год