"Не я придумывал правила – почему я должен им следовать?"
Юджин Смит, интервью
Расхожий штамп гласит, что фотографирование на пленку учит нас обдумыванию кадра, тщательному подходу и прочему полезному дзену. Но любое правило хорошо тем, что ему можно не следовать, хорошо это или плохо — другой вопрос. Обратимся к классикам.
Пол Фуско, снимая свой хрестоматийный репортаж о похоронном поезде Роберта Кеннеди, за несколько часов сделал около 1000 кадров на Kodachrome, используя три камеры.
Леонард Маккомб снимал для Life репортаж о девушке, которая выбрала карьеру и работала в офисе рекламного агентства, вместо того чтобы стать домохозяйкой, учительницей или секретаршей. Для понимания — в 1948 это был серьезный вызов обществу. На журнал обрушилась лавина писем в которых было весь набор — от возмущения до до восхищения.
Маккомб снимал 4 недели непрерывно, находясь всё это время рядом со своей героиней. Из 4000 тысяч снимков (это примерно 110 роликов пленки) журнал опубликовал 30.
Юджин Смит, приехав в Питсбург для выполнения задания, на которое отводилось три недели, задержался там на год и сделал 11 000 снимков. В результате еще двух поездок количество кадров выросло до 17 000, из которых для агенства он выбрал 200.
Отдельного упоминания заслуживает история, в которой он арендовал лофт (на этот раз в Нью-Йорке, номер 821 на Шестой авеню) и, поселившись в нём, непрерывно снимал с шести камер всё происходящее на улице — всё, что видел из окна. Благо не надо было далеко ходить для проявки и печати, всё было под рукой, тут же, и он заполнял помещение отпечатками и занимался этим — съемкой и печатью — по двадцать часов в день.
Но чемпион этого поста — Гарри Виногранд. В конце жизни он приехал в Калифорнию. После его смерти в 1984 было обнаружено более 2500 непроявленных пленок. Еще 6500 пленок были проявлены, но не напечатаны. С 3000 пленок были сделаны контакты, но какой-либо обработке подверглось лишь несколько кадров. Джон Жарковски, бывший тогда директором фотоотдела Нью-Йоркского музея современного искусства, писал по этому поводу, что в Лос-Анджелесе за все годы Виногранд сделал порядка 300 000 (трехста тысяч) снимков, на которые потом даже не взглянул. Может быть дело в камере с автоматической перемоткой, которой он обзавёлся двумя годами раньше, а может в чем другом.