(Окончание, начало здесь).
Константинопольский Большой ипподром по своим размерам и значению был сопоставим разве только с Большим цирком в Риме, по образцу которого и был возведен. Он был построен около 203 года при Септимии Севере и перестроен при византийском императоре Константине и его преемниках. Размеры: 118 м в ширину и 470 м в длину. Спи́на (разделительный барьер поля ипподрома) достигала 269 м.
Скачки как отражение солярного культа
Соревнования запряженных конями квадриг проводились на ипподроме Константинополя от 10 до 66 дней в году. Самые зрелищные скачки проходили 11 мая (день города) и 25 декабря (вступление в должность нового консула). Изначально существовали 4 команды участников заездов и их болельщиков: голубые (венеты), зеленые (прасины), красные (русии) и белые (левки). Это деление восходит к очень древним индоевропейским представлениям о 4 лошадях, влекущих колесницу с солнцем и символизирующих 4 времени года. Зеленый цвет команды прасинов символизировал весну, красный у русиев – лето, голубой у венетов – осень, белый у левков - зиму.
Движение квадриг по эллипсу ипподрома соответственно символизировало полный круг солнца за год. Считается, что партии болельщиков (димы) также имели политическое значение, причем на рубеже V-VI веков осталось только две партии: левки примкнули к венетам, среди которых было много аристократов и православных, а русии к прасинам, к которым тяготели торгово-финансовые круги и монофизиты.
Скачки на квадригах. Эпизод из фильма Бен-Гур (1959).
Редкий возница (гениох) доживал до средних лет, так как многие гибли или получали увечья во время скачек. Однако самые популярные из них пользовались славой, сравнимой с современными звездами футбола. Так, некий гениох Порфирий удостоился семи статуй от поклонников, причем постаменты двух из них до сих пор выставляются в Археологическом музее в Стамбуле.
Столкновения болельщиков
А столкновения между болельщиками разных дим нередко переходили в драки с убийствами, как в наши дни между футбольными фанами. Так, известно, что в 498 году несколько прасинов были арестованы за метание камней, а недовольные этим их товарищи устроили беспорядки прямо напротив ложи императора (кафисмы) Анастасия, во время которых один болельщик чуть не попал булыжником в него, за что был тут же убит охраной. Болельщики-прасины сожгли вход во дворец (Халку), портики ипподрома до кафисмы и портики главного проспекта Константинополя – Месы до форума (площади) Константина. Через три года во время таких же беспорядков на ипподроме погиб внебрачный сын Анастасия.
Кстати, как раз для таких случаев в целях безопасности императора кафисма имела прямой доступ в Большой дворец василесов. И не зря: в период с 491 по 601 годы в Константинополе из-за столкновений болельщиков случилось 8 крупных пожаров, в том числе пожар во время крупного восстания «Ника!» в 532 году при императоре Юстиниане I Великом (527-565). Тогда ипподром сильно пострадал, но был быстро восстановлен: считалось, что скачки как раз отвлекают народ от социальных и политических противоречий в Византийской империи.
Нередко скачки длились целый день с перерывом на обед: 12 заездов до обеда и 12 после. В перерывах между заездами выступали мимы, музыканты, акробаты, жонглеры, де=рессировщики и т.п. Разыгрывались скетчи, понятные и сейчас: муж застает жену с любовником, противоречия между зятем и тещей, жадным стариком и хитрым рабом и пр. Последние по времени скачки состоялись не позднее 1204 года.
Следы былого величия
В наши дни ипподром Константинополя, вмещавший до 100 тысяч зрителей, занимает стамбульская площадь Ат-Мейданы. От него сохранились два обелиска (Феодосия и Египетский), бронзовая колонна в виде трех змей и Сфендона.
Основная часть ипподрома была разобрана турками в XVII веке при султане Ахмеде для строительства Голубой мечети. В портике мечети можно видеть 24 колонны и мраморные плиты на полу, взятые турками из ипподрома. А в начале 1990-х годов раскопками были обнаружены колонны с монограммами, мраморные скамьи и арки проходов ипподрома.
Бронзовая четверка коней, украшавшая северо-восточный торец Карцеры – квадрига Лисиппа, была увезена еще в XIII веке в собор Сан-Марко в Венеции, где ее можно видеть и в наши дни. Интересно, что киевский князь Ярослав Мудрый (1016-1018; 1019-1054) во второй период своего правления также построил в Киеве ипподром с кафисмой для княжеской семьи, украсив его бронзовой квадригой, вывезенной из Херсонеса Таврического князем Владимиром.
Источники: открытые данные Рунета; «Юстиниан», С.Б. Дашков, Москва, «Молодая гвардия» (серия ЖЗЛ), 2018.