1. Уберите телефон, выключите телевизор.
Все гаджеты, говорящие игрушки отводят ребенку роль пассивного наблюдателя, не нет необходимости говорить. Чем проще игрушка, тем больше фантазии она развивает.
2. Разговаривайте с ребенком.
Даже если ваш ребенок пока молчит, он все равно впитывает, накапливает пассивный запас. И только от вас зависит, какой этот запас будет по качеству. Общайтесь с ребенком, как со взрослым, комментируйте каждое свое действие, проговаривайте слова медленно и четко упрощая на первом этапе овладения речью: бабушка=баба, ботинки=боты, девочка=Таня... Это 1 тип слоговой структуры, с которого необходимо осваивать родную речь.
3. Пойте песни, читайте стихи.
Сначала пойте гласные: ааааааа, ооооооо. Затем добавляйте согласные, которые у ребенка есть : Мааааа- маааа-маааа, мооооо-моооо-моооо. Потом соедините : мааа-мооо. Дальше меняем местами слоги: мооо-мааа. Следите за четкостью произношения.
Заведите простые ритуальные 2-3 песни и используйте в режимных моментах ребенка: мытье рук, прогулка, сон. Это и нормализует ребенка , и впоследствии он начнет петь эти песни. Желательно песню сопровождать действиями под соответствующие слова: ритмично сжимать кулачки, топать ножками, кивать головкой...
4. Покажите, как говорить.
Начинайте с простой фразы из 2-х слов: Это деда , это Таня, дай мяч , хочу пить.. Учите те слова и фразы, которые нужны ребенку в повседневной жизни для коммуникации. Фразы типа: Вот Куба, это чудо- оставьте для более позднего усвоения.
5. Развивайте сенсорное восприятие.
"Истоки способностей и дарований детей- на кончиках пальцев"
В. А. Сухомлинский.
Ежедневно делайте пальчиковую гимнастику и массаж ручек. Организуйте среду, где ребенок сможет свободно играть с сыпучими материалами, водой, тестом, красками и другими сенсорными материалами.
Цвет, форма, величина- это все сенсорика. Подбирайте игрушки соответствующие этим задачам. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые ощущения помогут быстрее запустить речь ребенка и развить высшие психические функции ребенка. Более подробно , какие можно делать упражнения с ребенком, я написала здесь:
6. Побуждайте ребенка говорить.
Задавайте простые вопросы: Где Таня? - ВОТ!., Дай заю- НА! Сначала можете отвечать ЗА ребенка, потом ВМЕСТЕ, а потом сделайте шаг назад и дайте ребенку инициативу самостоятельно отвечать, поощряя ответы искренней благодарностью.
Будьте эмоциональны , терпеливы и удачи в развитии малыша!
Логопед, психолог, Монтессори-педагог, Наталья Карамаврова.