В этой серии: почему дети не любят запреты и нарушают их? Как связаны запреты и любовь? Что такое "дабл байнд", двойные послания и почему от того, что в заголовке, может развиться шизофрения?
Запреты – шаг в детство
Скажу вам страшную вещь. У взрослого человека запретов быть не должно. Их место (в норме) занимают:
- честный выбор (я выбираю чистить зубы, ходить к стоматологу и гинекологу раз в полгода);
- осознание последствий (изменяю – не будет нынешних отношений, если мне дорог друг – я обязательно верну долг, нужна работа – выполняю то, за что взялся);
- понимание социальных норм (не занимаюсь каннибализмом не только потому что испытываю естественное отвращение, но и потому, что это карается законом и вызывает отторжение остального общества).
При этом та же социальная норма (про каннибалов) не распространяется, если вы вдруг оказываетесь в глубоких джунглях на Папуа – Новой Гвинее. И это тоже надо учитывать.
Как только вам запрещают "нельзя, потому что нельзя" – вас возвращают в детство.
И только от вас зависит, вернетесь вы туда или нет.
Дети и запреты
Дети не просто не любят запреты, но и активно нарушают их. У этого процесса есть несколько сторон.
- Проверка границ. (А не трындит ли мне родитель? Действительно ли нельзя, или он фигню придумал? Можно ли ему доверять?)
- Проверка связи. (А меня точно удержат, если меня "занесет на повороте" и я начну делать что-то неподходящее?)
- Проверка любви. (Если любят, то заметят, что я делаю не так)
При этом дело взрослого – эти запреты установить, а дело ребенка – пытаться нарушать (ииии одновременно, как ни странно, тем самым осваивать, что можно, а что нельзя).
НО. К сожалению, бывает и так, что в семьях из двух и более якобы взрослых людей используют детские методы ("тебе нельзя") и подобные послания.
Как связаны запреты и любовь?
Одновременно с этим когда несколько человек уживаются на общей территории, без запретов не обойтись.
Невозможно любить вместо человека – аморфную амебу. Невозможно вообще любить, если нет той самой "границы контакта". А граница – это что?
Правильно, это ограничение. Где заканчивается один человек. И, возможно, начинается другой.
Понимание, где есть этот "не-я", позволяет любить.
И наоборот. "Я буду вести себя как хочу, а ты люби меня, ты же сказал(а), что любишь – вот и терпи, такой я человек!" – приводит к разрыву.
Есть только одно существенное различие. Форма "запрета" внутри пары будет другой. Не просто "не смей", а "если – то". То есть, форма – договоренности.
Двойное послание, или как сделать ребенка шизофреником
Есть такое понятие, как "двойное послание". Стой там – иди сюда. Я тебя люблю, но ненавижу. Тебе нельзя, это плохо, а мне можно, для меня это хорошо.
Запрет, который работает только для одного, становится основой для двойного послания. Мы партнеры, но я главнее ("начальник"). Мы равны, но я – "равнее".
ВЫЙТИ из такой ситуации можно только ОТКАЗАВШИСЬ от участия в такой системе. Призвав к порядку:
1. Я не маленький ребенок.
2. Если хочешь запретить что-то – обоснуй и предложи договор, условие, договоренность, контракт (взаимовыгодный).
3. Я могу это условие принять или не принять. И только тогда буду соблюдать – в интересах сохранения отношений с тобой.
ЛЮБОЙ запрет становится средством воспитания (а воспитывают, пардон, маленьких детей и питомцев). ЛЮБАЯ договоренность – это свободный выбор свободного человека. А значит, создает основу для качественных отношений.