Найти тему

78. Линия и уровни развития эмоционального интеллекта.

Мы уже начали знакомиться с тремя базовыми линиями развития : физического интеллекта, коммуникативного интеллекта и интеллекта реализации.

Сегодня мы поговорим о следующей, наиважнейшей линии развития – линии развития эмоционального интеллекта (ЭИ). Несмотря на то, что в последнее время понятие ЭИ стало достаточно часто встречаться, и у многих на слуху, тут есть о чем поговорить. Особенность линии ЭИ в том, что она находится ровно в центре нашей модели непрерывного развития, и владение навыками ЭИ вносит определяющий вклад в то, насколько мы ощущаем себя счастливыми. В конце концов, один из аспектов Счастья – ситуативный тон – это не что иное, как наша текущая эмоция. А контроль и управление эмоциями – это и есть прямой способ формировать наше счастливое настоящее.

Как и для любой линии, необходимость в ее актуализации, т.е. необходимость освоения соответствующих метанавыков, возникает на определенном уровне развития, когда без хотя бы минимального овладения этими навыками, качественное развитие невозможно. Конечно, владение любым из 49 метанавыков вносит свой вклад в уровень нашего тона, а владение навыками ЭИ в особенности, но, до определенного момента, их отсутствие практически не препятствует развитию. И момент этот – преодоление кризиса интереса. А наступает этот момент, как мы уже обсудили, далеко не у всех, многие просто застревают на предыдущих стадиях развития. Поэтому навыки ЭИ для многих оказываются не особо востребованными – поддерживать жизнь на уровне необходимости можно и без ЭИ. Так что нас постоянно окружает большое количество эмоционально «глупых» людей, что затрудняет наше существование, и усиливает необходимость развития ЭИ.

Освоение ЭИ дает огромные преимущества в жизни. Так, например, в своей книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман приводит результаты исследований, согласно которым ЭИ вносит гораздо больший вклад в благополучие людей, нежели обычный интеллект. Люди с высоким EQ (коэффициент развития эмоционального интеллекта) в среднем добиваются больших успехов в жизни, создают более благополучные семьи и даже болеют реже, чем люди с высоким IQ, но не развитым ЭИ. Имеются даже численные оценки – вклад EQ в уровень Счастья составляет 85%, против 15% IQ.

Умение контролировать и управлять эмоциями влияет на физическое здоровье, вот некоторые факты:

·Позитивные эмоции повышают уровень лимфоцитов в крови;

· Позитивное отношение к жизни может помочь пожилым людям справиться с возрастным снижением эффективности иммунной системы;

· Искренний смех стимулирует выделение эндорфинов, дофамина, а также нейромедиаторов серотонина – гормона продления жизни;

· ….

· Депрессивное состояние, уменьшает количество лимфоцитов, которые обеспечивают устойчивость организма к инфекциям и болезням;

· Гневливость в два с половиной раза повышает риск инфаркта;

· Ревность приводит к гормональным расстройствам;

· Чувство вины влечет простудные заболевания, повышает предрасположенность к инфекциям, увеличивает риск развития онкологических заболеваний;

· ….

Способность к развитию ЭИ, как и другие склонности, в существенной степени определяется наследственностью, однако возможности его развития гораздо выше, чем возможности развития обычного абстрактного интеллекта, и развивать его можно гораздо дольше. Так, среднестатистический человек достигает пика развития IQ в 17 лет, а пика развития EQ – в 40-49 лет.

В последние 3 десятилетия исследования в области ЭИ получили бурное развитие. Имеется целый ряд моделей ЭИ, наиболее известная – модель развития ЭИ Мейера-Сэловея-Карузо (MSC) упрощенно отображена на рисунке:

-2

ЭИ начинает развиваться с понимания собственных эмоций и эмоций окружающих, к управлению собственными эмоциями и использованию эмоций для улучшения взаимодействия с окружающими. На базе этой модели разработан достаточно внушительный тест MSCEIT V 2.0, с помощью которого можно оценить уровень владения ЭИ. Наша модель, немного отличаясь от MSC, фактически является её уточнением .

Так же, как и для других базовых линий развития, можно выделить уровни развития ЭИ.

Начальной необходимой базой ИЭ является наша способность свободно испытывать и проявлять эмоции. Эта врожденная способность, к сожалению, достаточно активно подавляется в начальный период воспитания. Уже при переходе на второй уровень развития в наше сознание вбиваются различные штампы и стереотипы (мужчины не плачут, девушка не должна злиться и т.п.), которые делают нас более удобными в общежитии, но сильно искажают нашу способность свободно испытывать эмоции. Это заставляет нас прятать и маскировать свои настоящие эмоции, что часто приводит к неспособности не только выражать, но и идентифицировать их, а в конечном итоге может сформировать внутренний запрет на переживание определенных эмоций. В психологии существует специальный термин – алекситимия , который обозначает психическое отклонение - неспособность в различении собственных эмоций и их идентификации. Это довольно серьезное нарушение приводит к большим проблемам не только психологического, но и психосоматического характера. Вообще, как показывает опыт, практически любой взрослый человек испытывает проблемы с выражением и адекватным ощущением тех или иных эмоций. Так что восстановление этой изначальной способности – первый шаг к развитию ЭИ.

На третьем уровне развития (Подавление) возникает необходимость понимания уместности проявления тех или иных чувств в социальном контексте и соответствующего умения сдерживать нежелательные или эмулировать адекватные ситуации эмоции. Если вы будете хохотать на похоронах или скорбеть на свадьбе, даже если вы реально испытываете эти эмоции, вас не поймут, и такого рода поведение вряд ли будет способствовать вашему развитию. Так что подавление, а иногда и изображение эмоции все-таки является необходимым навыком, но только формироваться это навык должен осознанно, а не путем вдалбливания и наказания.

На четвёртом уровне Необходимость, где человек центрируется на реализации и достижении тех или иных целей, важным становится умение не зависеть от эмоций в работе, и использовать их для повышения результативности, т.е. умение сохранять работоспособность при возникновении негативных эмоций, а также умение использовать высокоэнергичные эмоции (радость и гнев) для повышения эффективности.

На пятом уровне Интерес эмоциональный интеллект становится ключевым фактором развития. Здесь важным становится не только четкая идентификация собственного эмоционального состояния, но и умение генерировать позитивный эмоциональный фон, минимизировать (канализировать и преобразовывать) негативные эмоций. Так же важными становятся такие навыки, как эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, и поддержка позитивного эмоционального фона в группе.

На уровне Интеграции на первый план выходит способность управления эмоциональным фоном окружающих, позитивного воздействия на атмосферу в коллективе, поддержка состояния максимальной эффективности. Естественно, на этом уровне требуется очень высокая степень управления собственными эмоциями – поддержка позитивной эмоциональной стабильности, купирование отрицательных последствий собственных негативных эмоций и негативных эмоциональных проявлений, возникающих в коллективе.

Ну и наконец, характерным для уровня Смысла становятся стабильность в радости и распространение атмосферы радости и гармонии вокруг. Побольше бы людей на этом уровне развития в нашем окружении :-)

Гриша Сотников. 22.03.2019.