Найти тему
Всего-то и делов!

Похожа ли болгарская школа на российскую

Наш школьный опыт включает начальное обучение в "придворной школе" (не при царском дворе, а при нашем, обычном московском дворе...), 5 и 6 классы в московском лицее (несколько остановок на троллейбусе от дома), 7 класс в городской школе в Болгарии и 8-9 классы в болгарской математической гимназии.

Перед линейкой 1 сентября в московской школе, 2015 год
Перед линейкой 1 сентября в московской школе, 2015 год

Дочь всегда любила ходить в школу, ей нравилось учиться, ну, и училась обычно на одни пятерки. С удовольствием участвовала в олимпиадах, иногда даже вполне успешно.

Сейчас дочка учится в 9 классе математической гимназии. Окончание учебного года у девятиклассников - 30 июня, так что впереди еще больше двух месяцев учёбы.

Да, конечно, в российской и болгарской школах много общего в самой системе обучения, особенно чисто внешне, - предметное обучение, классные руководители, начальная школа, государственные экзамены.

Конечно, как у многих людей, у меня было несколько завышенное представление о качестве российского школьного образования. Но оно быстро развеивается, когда смотришь на образование в другой стране изнутри. Особенно если говорить о старшеклассниках.

И думаю, следует отметить, что говорю я о городской школе, о варианте, когда школ в городе несколько, гимназий - тоже несколько, и у родителей, и у детей есть выбор. Но мы сознательно выбирали такой город для жизни - впереди было еще шесть школьных лет.

Поскольку нам с мужем есть с чем сравнить, конечно, мы видим и много отличий.

Математика

Вот мне всегда казалось, что деление людей на физиков и лириков более чем условно. И тут я в этом окончательно убедилась. Также, как склонность к полноте - пищевые привычки, так и неспособность к математике - особенность воспитания. Нет врожденного непонимания, оно формируется средой.

Мне в жизни повезло - у нас в обычной архангельской школе математику преподавали так, что в отзыве на дипломную работу на ФПК ВМК МГУ мне написали - "показала высокий уровень математической подготовки". То есть, оно просто было вовремя подано в правильном формате. И осело в нужном месте так прочно, что уже после института и нескольких лет работы в проектной организации уровень таки высокий.

В Болгарии очень толково преподают математику в обычной школе. Я это слышала в Москве от репетитора по математике, но как-то издалека не верилось, казалось, что это преувеличение. Однако, так оно и есть. Болгарские школьники, особенно начальные классы, показывают удивительные результаты на математических олимпиадах, привозят на родину десятки золотых медалей. И по ребятам видно, что это всё - в удовольствие, в радость, с интересом.

Перед линейкой 15 сентября 2017 г., математическая гимназия в Болгарии
Перед линейкой 15 сентября 2017 г., математическая гимназия в Болгарии

Супруг-физтех полистал учебники по математике за 5-7 классы и сказал, что темп очень высокий. Дочь рассказывала, что в начале обучения никогда не успевала ответить, ребята решают очень быстро, они очень техничны в фундаментальных знаниях. Мой ребенок более склонен к логическим задачам или нестандартным. Но согласитесь, если все дети имеют высокий уровень техничности в решении обычных задач - это же замечательно.

Это мы говорим с вами про общее образование, не про специализированные математические гимназии. Про обычные государственные бесплатные школы.

Иностранные языки

Понятно, что преподавание языка в школе зависит от наличия и качества учителей иностранного языка. Поэтому к седьмому классу кто-то что-то знает лучше, кто-то хуже, и поступившие в профильные гимназии старшеклассники попадают на год интенсива иностранного языка. То есть, все классы параллели восьмиклассников учат выбранный ими по профилю язык интенсивно, по 18-20 часов в неделю, с огромными домашними заданиями.

Преподается язык с нуля, к окончанию года - до В1. То есть, год интенсива выравнивает знания до определенного уровня, а дальше уже идет обучение всего класса на примерно одном уровне знаний. Учитывая заинтересованность детей в учебе, в высоких уровнях языка, многие ходят на дополнительные курсы, чтобы в 10-м классе сдать уже на языковые сертификаты.

То есть, языковая гимназия дает выпускнику три языка на высоком уровне, математическая - один на высоком, второй - как успеет, там нет интенсива, однако есть 4 года изучения, которых считается достаточно для знаний на С1. Это бесплатное образование, доступное, повторюсь, любому желающему и готовому учиться ребенку.

Доступность качественного образования

Когда я училась в школе, в нашем классе было 40 человек. На 4 и 5 учились 24 человека. В институты поступили 12 человек - все, кто хотел поступать в институты и учиться дальше.

Так было еще несколько лет, а потом в пост-СССР нормой стало желание родителей дать высшее образование всем и каждому. При этом почти все школьники ненавидят школу - это тоже почти норма. То есть, вот я школу ненавижу, но пойду и после школы учиться. В моей голове это не укладывалось совсем, на мой взгляд (и жизненный опыт), далеко не все люди любят и умеют учиться, получать знания, использовать их.

И когда я приехала в Болгарию, была приятно удивлена, что тут нет такой массовой увлеченности высшим образованием. С уважением говорится о любой профессии, о любой работе. И как следствие - уважительное отношение к тем, кто хорошо учится, я так не могу, я понимаю, что это труд и усердие, и Антонио - молодец, уважаю его.

Но основное, конечно, в том, что поступить в гимназию самого высокого уровня может любой ребенок, который хочет учиться и старается учиться. По окончании седьмого класса дети сдают НВО - экзамены по математике и БЕЛ, получая какой-то балл из 100% за каждый экзамен. НВО проводятся в один день по всей стране, потом какое-то время проверяются, потом мы смотрим в личном кабинете сайта министерства образования эти баллы.

Перед линейкой 15 сентября в болгарской школе, 2016 год
Перед линейкой 15 сентября в болгарской школе, 2016 год

Когда заканчивается учебный год, в личном кабинете на сайте министерства образования появляется возможность изъявить желание поступить в ту или иную гимназию. Причем, ребенок может выбрать хоть самую крутую гимназию, если он уверен в своих силах, например, имеет высокие баллы по НВО. Некоторые гимназии принимают абитуриентов только по НВО (например, оценка по математике, умноженная на 3, плюс оценка по БЕЛ - классика расчетов математической гимназии), некоторые делают внутренний экзамен.

То есть, любому сельскому школьнику, имеющему способности к математике, увлеченному ею, открыта дорога во все гимназии. Записать можно несколько желаний, но обязательно в порядке приоритетов. Моя дочка написала первой математическую гимназию в нашем городе и прошла к нее на первом круге. Есть три круга зачисления, так как фактическое зачисление - это подача документов. И ребенок сам выбирает, куда идти, если не прошел, например, по первому желанию сразу.

Конечно, тут возникает вопрос переезда и пр. - но обычно он обсуждается в семье раньше. И когда подается желание - уже продумано, как и где будет жить гимназист, если поступит на учебу в другой город. Например, в нашем городе есть общежитие для гимназистов, есть столовая при общежитии. На выходные приезжие дети уезжают домой.

Есть и другие отличия, но не буду злоупотреблять вашим вниманием, напишу об этом в другой статье.

Если вам понравилась статья - оцените, пожалуйста, пост и подпишитесь на КАНАЛ - ПОДПИСАТЬСЯ

Другие мои статьи об обучении в Болгарии:
Что мне нравится в болгарских школах?
Отличия болгарской школы от российской в цифрах
Абитуриентские балы в Болгарии
7 класс болгарской школы – и первый год в Болгарии