Найти тему
Роман Апрелев

Как появился любимый киногерой Франции

Последнее время памятников героям художественных произведений появилось не так и мало. В Воронеже есть Белый Бим и Котенок на той самой улице Лизюкова. В Элисте - Остап Бендер. В Волгограде - Жеглов и Шарапов. В общем, не такая уж и редкость. Но фильмов и книг ежегодно создается множество. А в народ уходят единицы персонажей. Так что монументальное признания по-прежнему дорогого стоит.

Во французском городке Сен-Марк-сюр-Мер (что можно перевести как город святого Марка на море) стоит статуя некоего господина Юло. Здесь Жак Тати в 1953 году снял “Каникулы господина Юло” (Les Vacances De M. Hulot) - первый фильм, в котором появился этот заглавный персонаж. Сегодня у нас редко показывают фильмы Тати, поэтому о чудаковатом Юло многие и не знают. Но для французов это кто-то типа гайдаевского Шурика.

Здесь и далее кадры из фильма Les Vacances De M. Hulot
Здесь и далее кадры из фильма Les Vacances De M. Hulot

Вообще влияние Тати чувствуется в фильмах Гайдая. Как и на самого Жака Тати воздействовало творчество Бастера Китона и Чарли Чаплина. Его фильмы можно смотреть без перевода. Хотя это звуковое кино, первично здесь все же изображение. Сам Юло очень малословен. Он молчалив и задумчив. При этом постоянно попадает в нелепые ситуации.

-2

Как сообщает французская Википедия, Юло была фамилия архитектора, построившего дом, в котором жил Тати. И если возникали какие-то неполадки, всякий раз говорили: “Нужно позвонить господину Юло”. Видимо, это имя так навязло в зубах, что режиссер дал его своему герою, которого сам и сыграл.

Ветер такой силы, что у одного из посетителей кафе сдувает ус
Ветер такой силы, что у одного из посетителей кафе сдувает ус

Юло это герой немого кино, живущий в мире, где все говорят, поют, смеются. А он держит во рту свою трубку и немного удивленно созерцает этот мир и пытается как-то к нему приноровиться. Фильмы о Юло не отличаются сложным сюжетом. Это цепочки гэгов на определенную тематику. В “Каникулах господина Юло” действие происходит на курорте, во “Времени развлечений” - в аэропорту и ресторане и т. д.

Юло пытается вытереть спину, не замечая, что между ним и полотенцем находится столб
Юло пытается вытереть спину, не замечая, что между ним и полотенцем находится столб

У Тати очень развито чувство изображения. В каждой сцене ты постоянно ждешь чего-то. Какая-то деталь может “сыграть”. В процесс вовлечены как актеры, так и предметы, природа, животные. Вот лошадь лягает машину и закрывает капот. Вот морской прилив переставляет ведерко. На самом деле это высочайшее режиссерское мастерство. Вы попробуйте договориться с приливом!

-5

Вот два мужчины пошли в противоположные стороны, а их зонтики, сцепившись рукоятками, упали на землю. Вот ребенок устроился в кабине водителя, а голова выглядывает через руль.

-6

Уморительная визуальная рифма, на которые был таким мастером Тати: колесо упало в мокрую листву, которая тут же налипла на обод. Человек с траурным венком тут же принял эту “композицию” за другой венок.

-7

Словом, все любители эксцентричных комедий, с выдержанным французским вкусом, могут смело брать фильмы Тати на заметку.

См. также:

Новая французская комедия: фрейдизм с шампанским

Новое французское кино: женский футбол