Найти тему

Светские фрески Софии Киевской – русские князья под культурным влиянием Византийской и Римской империй

В 1969-1973 годах в Софийском соборе в Киеве была открыта совершенно особая в истории Киевской Руси живопись XI века. В северной и южной галереях, куда могли попасть только члены княжеской семьи, были обнаружены фрески византийской работы светского содержания со сценами охоты на диких зверей, состязаний на ипподроме в Константинополе, изображениями музыкантов, акробатов и скоморохов.

Особое место в Софии Киевской занимают башни собора, вход в которые вел с подворья, минуя основные помещения храма. Башнями поднимались на хоры члены княжеской семьи со свитой, что обусловило светскую тематику фресок в этой части здания. Мужчины поднимались по винтовым лестницам на южную половину хоров, женщины – по северной башне на северную половину. Соответственно в южной башне была размещена большая композиция «Ипподром», а в северной – «Выход царицы». Другие эпизоды цикла представляют сцены охоты, театральных и цирковых представлений из жизни византийского двора.

Карта Константинополя в XV веке.
Карта Константинополя в XV веке.

Композиция «Ипподром» разворачивается снизу вверх на стене южной башни.

Реконструкция центральной части Константинополя с комплексом императорских построек, храмом Айя-София и ипподромом.
Реконструкция центральной части Константинополя с комплексом императорских построек, храмом Айя-София и ипподромом.

Она включает три основные сцены: выезжающие на старт колесницы с возничими, соревнующиеся колесницы и финиш победителя возле дворца ипподрома (кафисмы).

Балконы трехэтажного здания кафисмы заполнены зрителями в одеждах византийской знати в церемониальной позе со скрещенными на груди руками с ладонями, покрытыми длинными свисающими рукавами. Фреска в Софии Киевской. Фото из открытых источников.
Балконы трехэтажного здания кафисмы заполнены зрителями в одеждах византийской знати в церемониальной позе со скрещенными на груди руками с ладонями, покрытыми длинными свисающими рукавами. Фреска в Софии Киевской. Фото из открытых источников.

Балконы трехэтажного здания кафисмы заполнены зрителями в одеждах византийской знати в церемониальной позе со скрещенными на груди руками с ладонями, покрытыми длинными свисающими рукавами. Также изображены императорская и посольская ложи.

Императорская ложа на ипподроме в Константинополе. Сейчас считается, что здесь изображен император Василий Второй. Фреска в Софии Киевской. Фото из открытых источников.
Императорская ложа на ипподроме в Константинополе. Сейчас считается, что здесь изображен император Василий Второй. Фреска в Софии Киевской. Фото из открытых источников.

Изображенный византийский император имеет явные черты портретного сходства с Василием Вторым (976-1025) из Македонской династии. Именно в его правление был заключен династический брак между киевским князем Владимиром Святославичем и сестрой византийского императора Анной, положивший начало крещению Руси. Рядом с императором Василием Вторым изображены евнух, глава русского посольства и фактотум (подручный) князя. В посольской ложе придворный представляет публике троих русских послов.

В посольской ложе придворный представляет публике троих русских послов. Фреска в Софии Киевской. Фото из открытых источников.
В посольской ложе придворный представляет публике троих русских послов. Фреска в Софии Киевской. Фото из открытых источников.

Долгое время считалось, что в императорской ложе константинопольского ипподрома изображены византийский император Константин VII Багрянородный и русская княгиня Ольга, которая, как известно, посещала Константинополь, где византийцы принимали ее с большой помпой. Соответственно фигура в светлых одеждах в посольской ложе ассоциировалась с племянником Ольги. Однако по последним изысканиям ученых это не так.

Текущая версия историков говорит нам, что на фресках в княжеской части Софийского собора в Киеве изображены события 987/988 годов, на святки, когда заключались браки и когда состоялась помолвка Владимира и Анны. Главные рождественские празднества устраивались в Византии в ночь с 1 на 2 января, когда выступали ряженые, музыканты и акробаты.

Главные рождественские празднества устраивались в Византии в ночь с 1 на 2 января, когда выступали ряженые, музыканты и акробаты. Эти персонажи изображены на фресках Софийского собора в Киеве. Фото из открытых источников.
Главные рождественские празднества устраивались в Византии в ночь с 1 на 2 января, когда выступали ряженые, музыканты и акробаты. Эти персонажи изображены на фресках Софийского собора в Киеве. Фото из открытых источников.

Эти персонажи изображены на фресках Софийского собора в Киеве, включая музыканта, играющего на пневматическом органе. Со сценами святочных игр при константинопольском дворе чередуются охотничьи сюжеты: охота на белку, вепря и львицу.

Фреска в Софии Киевской –«Охота на медведицу». Фото из открытых источников.
Фреска в Софии Киевской –«Охота на медведицу». Фото из открытых источников.

Традиционно в Византии, как и в других европейских странах, охота устраивалась при приемах послов и заключении браков.

Фреска северной башни Софии Киевской – «Борьба ряженых» (актеров, ряженых «готами»), унаследованная византийцами от римских сатурналий. Фото из открытых источников.
Фреска северной башни Софии Киевской – «Борьба ряженых» (актеров, ряженых «готами»), унаследованная византийцами от римских сатурналий. Фото из открытых источников.

Среди сюжетов фресок северной башни Софии Киевской – «Борьба ряженых» (актеров, ряженых «готами»), унаследованная византийцами от римских сатурналий. Воин борется с псоглавцем (кинокефалом), который символизирует враждебных готов. Такие «готские игры» устраивались также в ночь с 1 на 2 января в императорском дворце Константинополя, начиная со времен Константина Великого. Они символизировали духовное преображение варварских племен Европы под воздействием культуры Византии.

Особенно интересна фреска «Выход царицы» - изображение коронационного выхода византийской царевны Анны во время ее помолвки с киевским князем Владимиром. Царевна в свадебной фате под короной, в сопровождении дамы византийского двора (зоста), раскрыв перед грудью ладони, принимает принимает здравицы (аккламации) от трех своих племянниц – Зои, Феодоры и Евдокии. Соответственно ее жених Владимир провозглашается византийцами кесарем.

Самая известная мозаика из Музея мозаик в Стамбуле, ныне входящая во все хрестоматии по искусству Византии, - "Мальчики, едущие на верблюде". Фото автора.
Самая известная мозаика из Музея мозаик в Стамбуле, ныне входящая во все хрестоматии по искусству Византии, - "Мальчики, едущие на верблюде". Фото автора.

Многочисленные охотничьи сюжеты, ведущие свое происхождение еще с античных времен, до сих пор можно видеть в Музее мозаик в Стамбуле.

Мозаика из Музея мозаик в Стамбуле. Фото автора.
Мозаика из Музея мозаик в Стамбуле. Фото автора.

Более 50 лет тому назад британские археологи из университета Святого Андрея в столице Шотландии Эдинбурге раскопали комплекс построек площадью около 4000 кв м в составе дворца византийских императоров, изначально построенный не позже IV-V веков.

Мозаика из Музея мозаик в Стамбуле "Два копейщика борются с тигром". Фото автора.
Мозаика из Музея мозаик в Стамбуле "Два копейщика борются с тигром". Фото автора.

Комплекс включал дворик-перистиль размерами 66,5х55,5 м с 12 колоннами коринфского ордера с каждой стороны высотой до 9 м. При византийском императоре Юстиниане (527-565) комплекс был украшен мозаиками в греко-римской традиции.

Мозаика из Музея мозаик в Стамбуле "Грифон с ящерицей" (символизируют Аполлона с Пифоном). Фото автора.
Мозаика из Музея мозаик в Стамбуле "Грифон с ящерицей" (символизируют Аполлона с Пифоном). Фото автора.

Сам перистиль был довольно точно ориентирован по отношению к главному храму Константинополя – Айя-Софии, с которой много позже был скопирован Софийский собор в Киеве, и церкви Святой Ирины. Сюжеты обнаруженных мозаик имеют совершенно однозначные прототипы во дворцах императоров и знати Римской империи.

Мозаика из Музея мозаик в Стамбуле. Фото автора.
Мозаика из Музея мозаик в Стамбуле. Фото автора.

Источники: открытые данные Рунета; путеводитель «Софийский собор», Н.Н. Никитенко, Киев, 2011, национальный заповедник «София Киевская».

(Окончание следует).