Со списыванием бороться сложно. Если есть такая цель.
А если такой необходимости нет?
Я не борюсь со списыванием. Что?!
Да.
Я задания готовлю такие и так, чтобы списывать не было смысла. Я готовлю много заданий. Настолько много, что каждый ребенок решает свое задание. Или организую работу так, что выяснить, кому досталось такое же задание и, стало быть, у кого можно списать, у ребенка времени не было.
Здесь есть еще один момент. В начале обучения, когда беру новый класс и объявляю детям мои правила обучения, всегда сообщаю, что на проверочных/самостоятельных/зачетных/контрольных работах у меня на уроках можно пользоваться всем. Как правило, дети, только попавшие ко мне, сначала пребывают в шоке от услышанного, потом начинают уточнять, что подразумевается под "всё". Учебник? тетрадь? чужая тетрадь? чужой учебник? интернет на смартфоне? одноклассник? сосед-программист по телефону?
Подробно отвечаю, что да, тетрадь, своя или чужая, учебник свой или чужой, интернет, одноклассник, сосед. Только при единственном условии - никому не мешать выполнять работу, выпрашивая чужие тетрадь и/или учебник, смартфон, отвлекая одноклассников.
В начале дети радуются. Ха.
Задания составлены так, что ответа на них в учебнике в "чистом виде" нет. В тетради тоже. В интернете - может и есть, но попробуйте найти.
Решая задания, надо думать, причем надо было думать чуть раньше - на предыдущих уроках, когда это все объяснялось, рассказывалось, приводились примеры и решались похожие задачи.
И я всегда говорю детям, что я не против использования любых источников при выполнении самостоятельной работы, потому что моя итоговая цель - не поставить оценку, а чтобы вы в итоге получили знания, НАУЧИЛИСЬ любым способом. Пусть не во время моего объяснения, так во время выполнения проверочной работы.
Мои задачи составлены так, что решая их, дети из решения каждой задачи выносят какой-то небольшой опыт, небольшую порцию нового знания.
Есть несколько форматов проведения проверочных работ, которые дети даже просят почаще проводить.
Об этом чуть позже.