Не так давно прозвучала новость, что Китай присоединяется к западному маршруту по использованию российского Северного Морского пути, что может отобрать прибыль у России и перехватить транзитные грузы.
Проект Арктического коридора возник несколько лет назад и предназначался для связи насыщенного рынка Китая со Скандинавскими странами и остальной Европой посредством использования Севморпути, связи с запасами нефти и газа у берегов Норвегии, активное использование арктических месторождений металлов.
Изначально было предложено несколько вариантов маршрута:
Как видно, один из маршрутов должен был следовать из российского Мурманска в Финляндию. Такой вариант Россию не устроил, ибо зачем перенаправлять товары в чужие порты, когда есть развивающиеся окна в Европу в Ленобласти.
В итоге, Россия вышла из этого проекта и странам Скандинавии пришлось самим искать пути решения.
"Спасение" пришло из Китая, который решил вложится в строительство подземного тоннеля, между Финляндией и Эстонией.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль сможет существенно ускорить перемещение товаров под Финским заливом. СМИ сообщают, что ВСМ планируется построить в течение нескольких лет, проект обойдется в 17 млрд долларов и окупится спустя пару десятков лет.
Далее маршрут ждет еще один трансграничный проект - Rail Baltica, строительство которого все никак не начнется, но уже обернулось множеством скандалов. Прибалтика не может самостоятельно потянуть этот проект, а ЕС не планирует вкладываться в это сомнительное предприятие. Более подробно о ситуации с балтийской железной дорогой будет описано в одной из следующих статей.
Таким образом, западный маршрут по использованию Севморпути встречает на пути сплошные трудности и вызывает множество вопросов в целесообразности проекта.
Объем перевозок по Севморпути может достигать до 50 миллионов тонн в год. Полная загрузка может снизить количество судов, проходящих через Суэц на 20 процентов (а Севморпуть разрабатывается как конкурент Суэцу).
Россия активно прорабатывает свой маршрут, не смотря на противодействие стран Запада. В этой ситуации кажется странным устраивать пункт перевалки в норвежском Киркенесе, хотя суда могут спокойно идти дальше, например до Роттердама.
Товары, которые отправляются в Восточную Европу могут быть доставлены по российским железным дорогам. Также ходят слухи об использовании гидроузлов Беломоро-Балтийского канала. Целесообразность строить очень дорогой подземный туннель вызывает большие сомнения.
Западные страны строят малореализуемые планы, на которые есть вполне логичная и уже существующая перспектива. Похожее было и при разговорах о строительстве газопровода Набукко. Проект, который так и остался на бумаге, не выдержал конкуренцию с российским вариантом Турецкого потока (ранее был вариант Южного потока).
Севморпуть предназначен для принесения прибыли и западные планы пути обхода не смогут отобрать у России деньги. Даже участие китайских компаний в строительстве "Арктического коридора" не станет стопроцентым козырем. Проект вызывает большие споры в самой Финляндии. Местные муниципалитеты склоняются к использованию как раз российской инфраструктуры.
Подводя итог замечу: морской транспорт один из самых дешевых. Строительство железной дороги (как минимум 3 млрд долларов) и подводной тоннеля (еще 17 млрд долларов), существенно повысит стоимость, за счет необходимости отбить тарифами затраты на строительство. Этот вариант существенно проигрывает российской инфраструктуре. Участие Китая в западном проекте не сделает его выгоднее или проще. Западный "Арктический коридор" похож на "маниловский проджект", который не сможет отобрать прибыль у России.
Если Вас заинтересовала эта статья, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал! Так вы поможете автору канала