Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Тепловозная столица Октябрьской ж.д. на Бологое-Полоцкой линии

Оглавление

Локомотивное депо Великие Луки ТЧ-31

Сегодня мой рассказ пойдёт о локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31 Октябрьской дирекции тяги, которое находится в Псковской области. Великие Луки одна из самых крупных ж.д. станций на Бологое-Полоцкой линии, как и само депо здесь же . Открыто депо было в 1903г., а это значит оно старше Бологое-Полоцкой дороги, открытой для регулярного движения только 1 января 1907г.

В 2009 году было реорганизовано в эксплуатационное депо ТЧЭ-31 Великие Луки и ремонтное депо ТЧР-33 Великолукское. Имеет также свой филиал в Новосокольниках ПТОЛ-59.

Попадая на станцию Великие Луки, а затем и в депо, можно сказать вы оказываетесь не побоюсь этого сравнения в самой настоящей тепловозной столице. Для фотографов любителей железки здесь ну просто рай. Хотя просто так снимать думаю не получится, можно привлечь к себе излишнее внимание сотрудников депо или даже ЛОВД. Это и не удивительно, Великие Луки являются крупной узловой станцией, имеющей несколько направлений, причем все они не электрифицированы. Всего 4 направления:

- на Москву через Ржев;

- на Бологое через Осташков;

- на Белоруссию в Полоцк через Невель;

- на Дно-Петербург и на Латвию через Новосокольники.

Не зря в годы войны гитлеровцы так стремились овладеть этим узлом. И им это удалось, Великие Луки были в немецкой оккупации.

Административно-бытовой корпус локомотивного депо Великие Луки ТЧ-31, вид со стороны станции. Март 2019г.
Административно-бытовой корпус локомотивного депо Великие Луки ТЧ-31, вид со стороны станции. Март 2019г.
Административно-бытовой корпус локомотивного депо Великие Луки ТЧ-31 ночью, вид со стороны города. Май 2018г.
Административно-бытовой корпус локомотивного депо Великие Луки ТЧ-31 ночью, вид со стороны города. Май 2018г.

Никто не забыт, ничто не забыто

В прошлом 2018г. здесь наконец-то торжественно открыли новое здание административно-бытового корпуса (АБК), пустовавшее долгое время, хотя выстроенным корпус стоял уже пару лет. В чем была проблема с вводом объекта в эксплуатацию мне не известно. АБК производит самое приятное впечатление причём как снаружи, так и внутри здания.

Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. паровозникам, март 2019г. Вид со стороны станции
Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. паровозникам, март 2019г. Вид со стороны станции

С торца здания установлен на постамент в честь погибших в годы войны локомотивных бригад памятник - это паровоз серии Л с бортовым номером 1846. К слову сказать, эта машина была приписана к легендарному локомотивному депо Осташков ТЧ-34 на Бологое-Полоцкой дороге, закрытому в период с октября 1998г. по 2000г. по приказу "Разрушителя" (о нём я дальше ещё вам расскажу). Очень приятно скажу вам, когда вот так должным образом чтут подвиги своих предков и гордятся своей историей не только на словах, но как мы видим и на деле. Память - бесценна.

Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. паровозникам, март 2019г. Вид со стороны поворотного круга
Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. паровозникам, март 2019г. Вид со стороны поворотного круга
Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. паровозникам, май 2018г. Вид со стороны города.
Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. паровозникам, май 2018г. Вид со стороны города.
Памятная доска обелиск установленная в честь работников погибших здесь в годы ВОВ 1941-1945гг. при исполнении служебного долга, апрель 2017г.
Памятная доска обелиск установленная в честь работников погибших здесь в годы ВОВ 1941-1945гг. при исполнении служебного долга, апрель 2017г.

Территория вокруг депо очень ухожена: дорожки заасфальтированы, разбиты цветники и клумбы, установлены скамейки и урны, доска почёта. Деповские пути от замазучивания укрыты плёнкой. Хочу сказать, что далеко не во всех депо на Октябрьской дороге такая чистота и порядок. Скажу даже больше - другим депо нужно ровняться на Великие Луки.

Доска почёта в ТЧ-31 Великие Луки, апрель 2018г.
Доска почёта в ТЧ-31 Великие Луки, апрель 2018г.

Тепловоз серии 2ТЭ116, он же "боинг", он же "бычок", "буян" или даже "крокодил"

Тепловозы серии 2ТЭ116  прозванные "быки" или "боинги"  и маневровый тепловоз серии ТЭМ2
Тепловозы серии 2ТЭ116 прозванные "быки" или "боинги" и маневровый тепловоз серии ТЭМ2

Тепловозы, тепловозы... они повсюду и их достаточно много. Здесь всегда можно увидеть тепловозы, причём самых разных серий и годов выпуска. Начиная с советских ламповых М62, ТЭМ2 и 2ТЭ116 ранних годов выпуска и заканчивая новейшими пассажирскими ТЭП70БС и грузовыми 2ТЭ25КМ или ещё относительно новыми 2ТЭ116У/УД. В основном конечно же мы здесь видим преобладают пока обычные стошестнадцатые - основная серия грузовых тепловозов позднего СССР. Как их только не кличут локомотивные бригады: "боинг", "бычок", "буян" или даже "крокодил". Но и их век стремительно подходит уже к концу, постепенно уступая место новым современным локомотивам.

Скопление тепловозов разных серий напротив помещения дежурного по депо: ДМ62 справа, далее 2ТЭ116 частной грузовой компании БалтТрансСервис (БТС), за ним виднеется 2М62 и стошестнадцатые на заднем плане, май 2018г.
Скопление тепловозов разных серий напротив помещения дежурного по депо: ДМ62 справа, далее 2ТЭ116 частной грузовой компании БалтТрансСервис (БТС), за ним виднеется 2М62 и стошестнадцатые на заднем плане, май 2018г.
Тепловозы у эксплуатационного локомотивного депо Великие Луки ТЧ-31, март 2019г.
Тепловозы у эксплуатационного локомотивного депо Великие Луки ТЧ-31, март 2019г.

Депо, не смотря на пережитые годы лихолетья, сохранило ремонтную базу и ремонтное депо, чего например не скажешь о ТЧЭ-4 Бологое, разгромленное в 2000-е по приказу тогдашнего начальника Октябрьской ж.д. Г.П. Комарова, прозванного впоследствии за свои неоднозначные решения "Разрушителем". Депо сохранило даже один паровозный разворотный круг. Вам уже приходилось видеть как разворачивают на паровозном круге локомотивы?

Панорама тепловозов у разворотного круга ремонтного депо ТЧР-33 Великолукское, апрель 2017г.
Панорама тепловозов у разворотного круга ремонтного депо ТЧР-33 Великолукское, апрель 2017г.
Тепловозы серий М62 и 2ТЭ116 у разворотного круга ремонтного депо ТЧР-33 Великолукское, вид со стороны станции Октябрьская сторона, март 2019г.
Тепловозы серий М62 и 2ТЭ116 у разворотного круга ремонтного депо ТЧР-33 Великолукское, вид со стороны станции Октябрьская сторона, март 2019г.
Паровоз серии ТЭ прозванный машинистами "фрау" на разворотном депо в Великих Луках, 60-70-е годы ХХ века.
Паровоз серии ТЭ прозванный машинистами "фрау" на разворотном депо в Великих Луках, 60-70-е годы ХХ века.

На разворотном кругу каждый день пыхтит и трудится крошка ТГМ23Б, заталкивая секции тепловозов в стойла ремонтного депо и обратно оттуда. Бригады ласково кличут его "чебурашка".

Тепловозы серий М62 и 2ТЭ116 у разворотного круга ремонтного депо ТЧР-33 Великолукское, вид со стороны АБК, март 2019г.
Тепловозы серий М62 и 2ТЭ116 у разворотного круга ремонтного депо ТЧР-33 Великолукское, вид со стороны АБК, март 2019г.
ТГМ23Б выполняет маневровую работу на разворотном кругу ремонтного депо ТЧР-33 Великолукское, апрель 2017г.
ТГМ23Б выполняет маневровую работу на разворотном кругу ремонтного депо ТЧР-33 Великолукское, апрель 2017г.
Тепловоз серии ДМ62, один из тех что когда-то водили поезда стратегического назначения, легендарные БЖРК. Мне сразу вспоминается трек группы Технология - нажми на кнопку. Март 2019г.
Тепловоз серии ДМ62, один из тех что когда-то водили поезда стратегического назначения, легендарные БЖРК. Мне сразу вспоминается трек группы Технология - нажми на кнопку. Март 2019г.

Идём дальше осматривать депо по ходовой неправильного пути и дальше на пункт технического осмотра локомотивов (ПТОЛ). Там впереди ещё много всего нас ждёт интересного.

Теплая ламповая знаменитая "Машка", тепловоз серии М62 в классической зелёной ливрее, мотивы былых дорог времён МПС СССР. Ностальгия. Март 2019г.
Теплая ламповая знаменитая "Машка", тепловоз серии М62 в классической зелёной ливрее, мотивы былых дорог времён МПС СССР. Ностальгия. Март 2019г.
"Уставшие" секции тепловозов серии 2ТЭ116, которые пойдут на кап. ремонт или ожидают списания, апрель 2017г.
"Уставшие" секции тепловозов серии 2ТЭ116, которые пойдут на кап. ремонт или ожидают списания, апрель 2017г.

Мощный, дерзкий - тепловоз советский

Заезжаем по неправильному пути на ПТОЛ.

Вновь видим "боинги" 2ТЭ116, в том числе и частной грузовой компании БТС, апрель 2017г.
Вновь видим "боинги" 2ТЭ116, в том числе и частной грузовой компании БТС, апрель 2017г.
Тепловоз 2ТЭ116 одной из самых первых серий, это выдает трубчатый путеочистетель или как его его называют мётельник, апрель 2017г.
Тепловоз 2ТЭ116 одной из самых первых серий, это выдает трубчатый путеочистетель или как его его называют мётельник, апрель 2017г.
А вот и остановившееся двухтактное сердце того самого зеленого лампового тепловоза М62,12-ти цилиндровый дизель типа 14Д40 мощностью 2000 л.с. Это совсем немного по современным меркам, учитывая что у 116-х в одной секции по 3000 л.с.
А вот и остановившееся двухтактное сердце того самого зеленого лампового тепловоза М62,12-ти цилиндровый дизель типа 14Д40 мощностью 2000 л.с. Это совсем немного по современным меркам, учитывая что у 116-х в одной секции по 3000 л.с.
Зеленый крокодил тепловоз серии 2ТЭ116 "на башмаках", апрель 2017г.
Зеленый крокодил тепловоз серии 2ТЭ116 "на башмаках", апрель 2017г.

Вот и добрались наконец-то до ПТОЛа. А что мы здесь можем увидеть интересного?

Обезображенный серо-красными корпоративными цветами ОАО "РЖД" бычок, май 2018г.
Обезображенный серо-красными корпоративными цветами ОАО "РЖД" бычок, май 2018г.
"Машка"тепловоз М62 к в корпоративной ливрее ПИДа и еще в заводской окраске "триколор" брянского машиностроительного завода маневровый ТЭМ18ДМ
"Машка"тепловоз М62 к в корпоративной ливрее ПИДа и еще в заводской окраске "триколор" брянского машиностроительного завода маневровый ТЭМ18ДМ

На "канаве":

"Три богатыря на распутье": слева ТЭП70, в середине 2ТЭ116 частной компании БТС и справа обычный "боинг" в зеленой классической ливрее. Пункт технического осмотра локомотивов ПТОЛ в депо Великие Луки ТЧ-31, май 2018г.
"Три богатыря на распутье": слева ТЭП70, в середине 2ТЭ116 частной компании БТС и справа обычный "боинг" в зеленой классической ливрее. Пункт технического осмотра локомотивов ПТОЛ в депо Великие Луки ТЧ-31, май 2018г.
Уже можно сказать что ветеран пассажирских перевозок как в дальнем так и пригородном сообщении неэлектрифицированных линий нашей страны ТЭП70.
Уже можно сказать что ветеран пассажирских перевозок как в дальнем так и пригородном сообщении неэлектрифицированных линий нашей страны ТЭП70.
Поздно ночью на ПТОЛ в депо Великие Луки ТЧ-31, май 2018г.
Поздно ночью на ПТОЛ в депо Великие Луки ТЧ-31, май 2018г.
На канаве в ожидании проведения ТО-2, май 2018г.
На канаве в ожидании проведения ТО-2, май 2018г.
За ПТОЛом скопление красок и буйство ж.д. разноцветия, даже природа дополняет его своей четкой радугой, вот так. Май 2018г.
За ПТОЛом скопление красок и буйство ж.д. разноцветия, даже природа дополняет его своей четкой радугой, вот так. Май 2018г.
Красавец БТС у маршрутного светофора НМР на станции Великие Луки, апрель 2017г.
Красавец БТС у маршрутного светофора НМР на станции Великие Луки, апрель 2017г.

Как вы всё сами смогли увидеть тепловозов в Великих Луках действительно бывает очень много, оправдывая роль тепловозной столицы.

Как было раньше? Назад - в прошлое

Но это ничто по сравнению с тем, что я успел застать ещё мальчишкой в постсоветское время в середине 90-х. Двойные закопченые "Машки" тепловозы 2М62 в классической зеленой окраске рядами большими сплотками стояли у лок. депо. Грузовое движение в те годы было ещё несравнимо больше, деповская столовая работала круглосуточно, непрерывно обеспечивая питанием локомотивные бригады. Вот как это было.

Тепловоз 2М62 на станции Соблаго, Бологое-Полоцкая ж.д. Фото: Денис Доронин
Тепловоз 2М62 на станции Соблаго, Бологое-Полоцкая ж.д. Фото: Денис Доронин
В 90-его годы я был ещё совсем мальчишкой и со своим дядей, работавшем помощником машиниста в ТЧ-34 Осташков ездил в поездки с грузовыми поездами по Бологое-Полоцкой дороге. Как правило мы отправлялись вечером из Осташкова и приезжали в Великие Луки уже под утро. Сдав дежурному по депо тепловоз и отметив маршрутный лист, - шли отдыхать в дом отдыха лок. бригад. Времени для отдыха в обороте в Луках было достаточно чтобы отдохнуть, выспаться и даже пойти посмотреть город.
Явку в обратный путь назначали нам ночью. Езда в те годы была ещё закрепленная, на каком тепловозе из какого депо приехал, на том и должен был вернуться. И вот с тяжёлыми набитыми шарманками наперевес лок. бригада шла в междупутье вдоль длиннющей сплотки из зелёных тепловозов 2М62. Наша осташковская "Машка", которую накануне мы рано утром прицепили в хвост, теперь уже наверняка стояла где-то в середине. Темно, шли с фонариками, подсвечивая себе путь, и искали свой тепловоз по бортовому номеру. Пришли на место. Ну так и есть, теперь мы были в самой середине. Нужно было успеть принять тепловоз, затем развести маневры, чтобы достать из сплотки нашу машину и успеть ещё вовремя выехать за отведённое время на контрольный пункт и далее под поезд. Вот как было непросто. Теперь же такого и представить себе нельзя, больно уж сильно очень поменялись времена и затухли былые грузовые потоки, в силу разных тому причин. Теперь остаётся лишь вспоминать о том как это было...
август 1996г.
Дом отдыха для локомотивных бригад (ДОЛБ) в Великих Луках, март 2019г.
Дом отдыха для локомотивных бригад (ДОЛБ) в Великих Луках, март 2019г.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Полоцк
910 интересуются