Локомотивное депо Великие Луки ТЧ-31
Сегодня мой рассказ пойдёт о локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31 Октябрьской дирекции тяги, которое находится в Псковской области. Великие Луки одна из самых крупных ж.д. станций на Бологое-Полоцкой линии, как и само депо здесь же . Открыто депо было в 1903г., а это значит оно старше Бологое-Полоцкой дороги, открытой для регулярного движения только 1 января 1907г.
В 2009 году было реорганизовано в эксплуатационное депо ТЧЭ-31 Великие Луки и ремонтное депо ТЧР-33 Великолукское. Имеет также свой филиал в Новосокольниках ПТОЛ-59.
Попадая на станцию Великие Луки, а затем и в депо, можно сказать вы оказываетесь не побоюсь этого сравнения в самой настоящей тепловозной столице. Для фотографов любителей железки здесь ну просто рай. Хотя просто так снимать думаю не получится, можно привлечь к себе излишнее внимание сотрудников депо или даже ЛОВД. Это и не удивительно, Великие Луки являются крупной узловой станцией, имеющей несколько направлений, причем все они не электрифицированы. Всего 4 направления:
- на Москву через Ржев;
- на Бологое через Осташков;
- на Белоруссию в Полоцк через Невель;
- на Дно-Петербург и на Латвию через Новосокольники.
Не зря в годы войны гитлеровцы так стремились овладеть этим узлом. И им это удалось, Великие Луки были в немецкой оккупации.
Никто не забыт, ничто не забыто
В прошлом 2018г. здесь наконец-то торжественно открыли новое здание административно-бытового корпуса (АБК), пустовавшее долгое время, хотя выстроенным корпус стоял уже пару лет. В чем была проблема с вводом объекта в эксплуатацию мне не известно. АБК производит самое приятное впечатление причём как снаружи, так и внутри здания.
С торца здания установлен на постамент в честь погибших в годы войны локомотивных бригад памятник - это паровоз серии Л с бортовым номером 1846. К слову сказать, эта машина была приписана к легендарному локомотивному депо Осташков ТЧ-34 на Бологое-Полоцкой дороге, закрытому в период с октября 1998г. по 2000г. по приказу "Разрушителя" (о нём я дальше ещё вам расскажу). Очень приятно скажу вам, когда вот так должным образом чтут подвиги своих предков и гордятся своей историей не только на словах, но как мы видим и на деле. Память - бесценна.
Территория вокруг депо очень ухожена: дорожки заасфальтированы, разбиты цветники и клумбы, установлены скамейки и урны, доска почёта. Деповские пути от замазучивания укрыты плёнкой. Хочу сказать, что далеко не во всех депо на Октябрьской дороге такая чистота и порядок. Скажу даже больше - другим депо нужно ровняться на Великие Луки.
Тепловоз серии 2ТЭ116, он же "боинг", он же "бычок", "буян" или даже "крокодил"
Тепловозы, тепловозы... они повсюду и их достаточно много. Здесь всегда можно увидеть тепловозы, причём самых разных серий и годов выпуска. Начиная с советских ламповых М62, ТЭМ2 и 2ТЭ116 ранних годов выпуска и заканчивая новейшими пассажирскими ТЭП70БС и грузовыми 2ТЭ25КМ или ещё относительно новыми 2ТЭ116У/УД. В основном конечно же мы здесь видим преобладают пока обычные стошестнадцатые - основная серия грузовых тепловозов позднего СССР. Как их только не кличут локомотивные бригады: "боинг", "бычок", "буян" или даже "крокодил". Но и их век стремительно подходит уже к концу, постепенно уступая место новым современным локомотивам.
Депо, не смотря на пережитые годы лихолетья, сохранило ремонтную базу и ремонтное депо, чего например не скажешь о ТЧЭ-4 Бологое, разгромленное в 2000-е по приказу тогдашнего начальника Октябрьской ж.д. Г.П. Комарова, прозванного впоследствии за свои неоднозначные решения "Разрушителем". Депо сохранило даже один паровозный разворотный круг. Вам уже приходилось видеть как разворачивают на паровозном круге локомотивы?
На разворотном кругу каждый день пыхтит и трудится крошка ТГМ23Б, заталкивая секции тепловозов в стойла ремонтного депо и обратно оттуда. Бригады ласково кличут его "чебурашка".
Идём дальше осматривать депо по ходовой неправильного пути и дальше на пункт технического осмотра локомотивов (ПТОЛ). Там впереди ещё много всего нас ждёт интересного.
Мощный, дерзкий - тепловоз советский
Заезжаем по неправильному пути на ПТОЛ.
Вот и добрались наконец-то до ПТОЛа. А что мы здесь можем увидеть интересного?
На "канаве":
Как вы всё сами смогли увидеть тепловозов в Великих Луках действительно бывает очень много, оправдывая роль тепловозной столицы.
Как было раньше? Назад - в прошлое
Но это ничто по сравнению с тем, что я успел застать ещё мальчишкой в постсоветское время в середине 90-х. Двойные закопченые "Машки" тепловозы 2М62 в классической зеленой окраске рядами большими сплотками стояли у лок. депо. Грузовое движение в те годы было ещё несравнимо больше, деповская столовая работала круглосуточно, непрерывно обеспечивая питанием локомотивные бригады. Вот как это было.
В 90-его годы я был ещё совсем мальчишкой и со своим дядей, работавшем помощником машиниста в ТЧ-34 Осташков ездил в поездки с грузовыми поездами по Бологое-Полоцкой дороге. Как правило мы отправлялись вечером из Осташкова и приезжали в Великие Луки уже под утро. Сдав дежурному по депо тепловоз и отметив маршрутный лист, - шли отдыхать в дом отдыха лок. бригад. Времени для отдыха в обороте в Луках было достаточно чтобы отдохнуть, выспаться и даже пойти посмотреть город.
Явку в обратный путь назначали нам ночью. Езда в те годы была ещё закрепленная, на каком тепловозе из какого депо приехал, на том и должен был вернуться. И вот с тяжёлыми набитыми шарманками наперевес лок. бригада шла в междупутье вдоль длиннющей сплотки из зелёных тепловозов 2М62. Наша осташковская "Машка", которую накануне мы рано утром прицепили в хвост, теперь уже наверняка стояла где-то в середине. Темно, шли с фонариками, подсвечивая себе путь, и искали свой тепловоз по бортовому номеру. Пришли на место. Ну так и есть, теперь мы были в самой середине. Нужно было успеть принять тепловоз, затем развести маневры, чтобы достать из сплотки нашу машину и успеть ещё вовремя выехать за отведённое время на контрольный пункт и далее под поезд. Вот как было непросто. Теперь же такого и представить себе нельзя, больно уж сильно очень поменялись времена и затухли былые грузовые потоки, в силу разных тому причин. Теперь остаётся лишь вспоминать о том как это было...
август 1996г.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!